На снимках со спутников в районе вокзала видна яма с зеленой водой, больше похожая на кратер от метеорита. Удивившись, мы обратились в пресс-службу поисковика, в ведомстве которого находятся такие карты.
— Никакой ошибки нет. На спутниковых снимках площади видно углубление, похожее на котлован с водой, — его границы и отображены на картах. Прямо сейчас сложно оценить, в каком состоянии этот участок, — ответил PR-менеджер Дмитрий Горчаков.
Карты обновляются каждый день как штатными картографами, так и простыми пользователями. Естественно, творчество последних проверяется. И специалисты убедились, что водоем действительно существует. Ну или заполненный водой и снегом котлован, очень на него похожий.
Чтобы понять, откуда он взялся в центре города, нужно обратиться к истории площади у Павелецкого вокзала. А точнее, к ее многострадальной реконструкции.
В 2002 году под площадью начали возводить четырехуровневый торговый центр с патриотичным названием «Матрешка Молл». Раскопать землю у строителей получилось, а вот закопать не очень. В 2007 году 100% акций компании-застройщика выкупает другая фирма из Казахстана — и стройка встает: у ее руководителя внезапно вскрываются проблемы с законом на родине. По проекту нового хозяина, который так и не воплотили в жизни, там должен был быть ТРК на 1200 тыс. кв. м. Построить успели только 7 тыс., от остальных стараний на площади остался котлован. После кризиса 2008 года стройка была заморожена. Спустя пять лет столичные власти расторгли с девелопером контракт, но и тогда стройка не возобновилась. СМИ сообщали, что участком не удавалось заняться из-за судебных разбирательств компании-владельца и его контрагентов. В итоге долгострой власти города изъяли у собственника только в 2015 году. Интересно, что бывший глава Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников предполагал, что владелец и не собирался заканчивать стройку. Якобы ему нужен был именно забор вокруг котлована, чтобы использовать его как рекламную конструкцию «с огромной аудиторией». Многоходовочка, ничего не скажешь.
Идеи, что же должно быть на площади, сменяли одна другую. В Сети есть описание грандиозного проекта, опубликованного в 2015 году. На самой территории у вокзала хотели разбить парк с амфитеатром, фонтанами и велопарковкой. А под землей... Под землей должен был появиться шестиуровневый торговый центр с транспортно-пересадочным узлом. На первом этаже — остановки общественного транспорта и автовокзал, а кроме того, кафе и точки торговли. Со второго по четвертый — магазины, кинотеатр, библиотека, музей, лекторий... Не хватает только зоопарка. На нижних этажах планировали сделать парковку. Внезапно в конце 2017 года появился новый, уже одобренный Архсоветом Москвы проект: три подземных этажа с парковкой и торговым центром плюс временные павильоны уже на земле. Городскую площадь хотят обустроить газоном и цветниками. Строительство планировали начать в этом году и завершить в 2020-м, о чем заявлял руководитель компании — заказчика проекта. Как удалось выяснить «МК», фирма еще не получала разрешения на строительство, а значит, сроки начала работ пока назвать нельзя. В пресс-службе Москомстройинвеста сообщили, что «градостроительно-земельная комиссия города Москвы на заседании 20 октября 2016 года согласилась с оформлением градостроительного плана земельного участка в соответствии с проектом планировки территории ТПУ «Павелецкий».
— Когда строительство много лет назад забросили, котлован естественным образом заполнился водой, — рассказывает москвовед Александр Фролов. — Более того, сейчас туда свозят снег, так что озеро к весне может и расшириться.
В пресс-службе Центрального округа нам подтвердили, что на Павелецкую площадь действительно свозят снег, но временно.
— Сейчас там стоит мобильный стеклоплавильный пункт, — пояснили в пресс-службе. — До весны ничего лежать не будет.
Однако к весне сколько-нибудь снега там все равно останется и он неизбежно растает. Не затопит ли тогда ближайшую станцию метро «Павелецкая», кольцевую и радиальную? Активист «Архнадзора» Юрий Еговор объяснил «МК», что обе станции — глубокого заложения и подъем на землю начинается далеко от вокзала. Однако для более точного прогноза неплохо было бы точно узнать глубину ямы.
Кстати, по словам Фролова, на картах XVIII–XIX веков видно, что в ста метрах от нынешней площади действительно было озеро. Оно подпитывалось речкой, которая текла от Даниловского монастыря. В конце XIX века по руслу этой речки была проложена Павелецкая железная дорога.
— Теоретически на площади действительно можно сделать некий водоем в рамках реконструкции, — продолжает москвовед. — Но на практике это вряд ли получится. Во-первых, озеро не будет иметь естественной подпитки, вода будет не очень чистой и купаться там нельзя будет. Во-вторых, рядом водоотводный канал и Москва-река, людям есть где гулять.