Построенные в 1950-х годах, все три станции считаются одними из самых красивых в столичном метро. «Комсомольская», выполненная по проекту архитектора Щусева, принесла ему Сталинскую премию. Если говорят о сталинском ампире в подземке, то чаще всего имеют в виду именно «Комсомольскую» — с аркадами, лепным орнаментом и мозаичными панно из смальты под потолком. Темой «Киевской» стало 300-летие воссоединения России и Украины, а мотивами оформления «Белорусской» — культура и колорит Белоруссии. Удивительно даже, почему их не признали памятником раньше.
— Эти станции были выявленными объектами культурного значения достаточно давно, — рассказывает «МК» активист «Архнадзора» Юрий Егоров, эксперт по истории метро. — Заявки на признание их памятниками подавались точно несколько лет назад.
С другой стороны, такое признание даже вовремя. В ноябре прошлого года мраморные стены переходов на «Комсомольской» скрылись под километрами рекламных плакатов. Позже часть рекламы благополучно демонтировали, признав произошедшее технической ошибкой.
— С точки зрения требований к охране рекламных плакатов или напольной навигации на объектах культурного наследия быть не должно, — объясняет Егоров. — Как и на выявленных объектах, какими станции были и «до».
По сути, и информационные столбы — красно-синие, установленные на каждой станции, — по мнению эксперта, разбивают ее панораму. А значит, их надо или убрать, или вписать в интерьер более аккуратно и бережно. Кроме того, устанавливать телевизоры на эти колонны, как уточнил Егоров, тоже нельзя. Однако эти столбы на станциях останутся, и, более того, если город решит их заменить на что-то более продвинутое — охранный статус препятствием не будет.
— Внесение любых изменений в объект культурного наследия требует более сложной процедуры, — объясняет Егоров. — То есть метрополитен должен разработать проект, прийти с ним в Мосгорнаследие. Там назначат специальную комиссию из экспертов, которая решит, годится предложение или нет, соответствует ли оно охранному статусу. Понятно, что информационные столбы — это диссонирующий объект и на их месте хотелось бы видеть нечто более деликатное. Но эксперты вполне могут согласовать установку подобных колонн в связи с требованием безопасности.
Ситуация с напольной навигацией аналогичная: комиссия может принять решение, что в современном метро она нужна, хоть и портит вид памятника. Другой интересный момент — замена самого пола.
— На «Белорусской»-кольцевой полы неоригинальные, — говорит Егоров. — Раньше там был мраморный рисунок с белорусским орнаментом, но в 90-х его заменили. То, что лежит сейчас — это только приблизительно похожее. Интересно, захочет ли город восстановить оригинальный пол?
Естественно, как объясняет Егоров, на таких станциях не должно быть никакого самоуправства вроде покраски барельефов на станции «Новокузнецкая» в 2015 году. Тогда фигуры, посвященные Великой Отечественной войне, буквально скрылись под слоем краски. Департамент культурного наследия тогда сообщил, что проектная документация на эти работы не выдавалась, а значит, велись они незаконно.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram