Станцию метро «Красные ворота» подточила вода

Срочно нужно решать проблему с гидроизоляцией

Не так давно в «МК» обратились обеспокоенные читатели: пилоны на станции метро «Красные ворота» покрасили... красной краской. Действительно, если приглядеться, то можно увидеть, как бордовый мрамор отделки покрыт подходящим по цвету слоем краски. А в тех местах, где не покрыт, — крошится. Волновались москвичи зря: уродовать мрамор краской действительно нельзя, но тут случай особенный — отделка станции просто разваливается из-за отсутствия гидроизоляции. Корреспонденту «Московского комсомольца» удалось узнать, что проблему решают, а на станции в скором времени может начаться ремонт.

Срочно нужно решать проблему с гидроизоляцией
Пилоны на станции покрасили красной краской, потому что отделочный мрамор буквально разваливается от воды.

Станция «Красные ворота» — одна из первых в столичной подземке, открытая 15 мая 1935 года вместе с «Сокольниками», «Парком культуры» и «Охотным Рядом». Запомнился зал новой станции своей отделкой — пилонами из красного мрамора, а если быть точнее — мраморовидного известняка. Как отзывался о проекте архитектор Алексей Щусев, «он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины». Действительно, в полумраке станции камень смотрится тяжеловато... Но оказалось, что это не главная его проблема.

— Когда прошла информация о том, что прекрасный мрамор станции метро «Красные ворота» покрасили краской, в это трудно было поверить, — писали озадаченные москвичи в соцсетях.

Корреспондент «МК» отправился на станцию и тоже не поверил своим глазам: добрая половина всех пилонов замазана материалом, который на тон темнее, чем сама отделка. И это явно не новый слой мрамора. Если приглядеться получше, становится понятна идея метродизайнеров: во многих местах по камню пошли трещины.

— История с «Красными воротами» сложная, — рассказывает активист «Архнадзора» Юрий Егоров. — Там действительно стоит мраморовидный известняк, недокристаллизованная порода. Он оказался довольно непрочным. Дело в том, что сама станция течет.

Как объясняет Егоров, грунты в этом районе особые: сначала культурный слой (обычная земля), потом идет плывун (подвижное болото, кисель из воды с песком), потом глины, а потом водоносные известняки, на которых построена станция. И за 80 с лишним лет ее существования вода в прямом смысле подточила камень и нашла себе проход. Из-за нее-то отделка начала в буквальном смысле сыпаться — облик мрачно-торжественного зала испортился, и рабочие как могут приводят его в божеский вид. Поэтому перво-наперво надо решить проблему с гидроизоляцией.

— Ничего сложного в этом нет, такая практика в метрополитене существует, — объясняет президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов Николай Шумаков. — В этом случае за обделку (основная конструкция) станции закачиваются химические растворы, которые при схватывании и застывании являются хорошей гидроизоляцией — вода больше не поступает на объект. Так сделано на станции «Маяковская», где капель полностью прекратилась. Сначала надо заглушить воду, избавиться от притока. Потом снять мрамор, который превратился в труху, и заменить его.

Вот тут возникает очередная загвоздка. Камень для станции добывали на грузинском месторождении Старая Шорша. И, как рассказал Егоров, сейчас оно полностью выработано.

— Аналогичного камня нет, он уникальный оказался, — объясняет активист. — У нас сложные политические отношения с Грузией, но, может, по линии ЮНЕСКО получится с ними связаться, вдруг нашли еще какие-то залежи... Но опять же если мы сейчас даже найдем камень и заменим его на станции, то через 5–10 лет снова всплывет эта проблема. Для начала нужно заняться гидроизоляцией.

И похоже, работы скоро начнутся. Как сообщил «МК» Шумаков, «в метрополитене очередь до реконструкции и реставрации этой станции уже дошла — в ближайшее время будут это делать».

Пока неизвестно, когда начнутся работы, сколько они займут времени и есть ли необходимость полностью закрывать станцию — на официальный запрос «МК» в метро так и не ответили. Однако эксперты подчеркивают: «Красные ворота» — объект культурного наследия, и работать на станции можно только с бережным отношением к нему, в режиме реставрации, согласовав все проекты с экспертизой.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27572 от 15 декабря 2017

Заголовок в газете: Осторожно, «Красные ворота» закрываются?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру