«В 5 утра у нас на 11-й Парковой было нечем дышать. Я проснулась от резкого химического запаха, мне пришлось закрыть окно. В службы звонила. Там так меланхолично отвечают, начинаешь ощущать бессилие. Что делать-то?» — написала в соцсети Инна Гришакова.
На два дня вся Москва почувствовала себя в шкуре жителей Балашихи, Новогиреева, Перова и других юго-восточных районов, которые какой год уже пытаются бороться с едким запахом в своих районах. В соцсетях жаловались жители Парковой, Шаболовки, Комсомольского проспекта, Фрунзенской набережной, улиц Алабяна и Беговой... В общем, наговаривать только на происки химпредприятий юго-востока было бы уже глупо.
— Я позвонила в МЧС. Оператор подтвердила, что в связи с туманом «не рассеиваются вещества». Откуда выброс, разумеется, не могла сказать. По поводу выхода на улицу: «На улицу лучше не выходить, но при необходимости можно», — позже написала обеспокоенная жительница Людмила Швецова.
По данным Мосэкомониторинга, утром 4 декабря предельно допустимая концентрация сероводорода в Москве достигла значения 0,8, а к вечеру — 0,9 (или в переводе на миллиграммы на кубический метр — 0,0064 и 0,0072 соответственно). ПДК по сероводороду — 0,008 мг/м3 — границы опасной концентрации значение не достигло. Но есть тонкий момент: как объясняли нам в том же Мосэкомониторинге, чувствовать противный тухлый запах люди начинают при концентрациях от 0,007 до 0,014 мг/м3. То есть это не массовая истерия — в воздухе действительно могло пахнуть сероводородом.
Откуда же он взялся сразу в стольких районах Москвы?
Погода сложилась действительно особенная. Как объяснил «МК» директор Гидрометцентра Роман Вильфанд, неблагоприятные метеорологические условия не способствовали рассасыванию антропогенных примесей в воздухе.
— К антропогенным загрязнениям среди прочего можно отнести выхлопы автомобилей, промышленные выбросы, — рассказал Вильфанд. — Эти загрязнения имеют форму аэрозолей, которые обычно рассеиваются в воздухе, но при определенных условиях этого не происходит.
Как правило, эти неблагоприятные метеорологические условия связаны с двумя основными факторами, заметил Вильфанд. Первый из них — антициклональная циркуляция, создающая нисходящее движение воздуха. «Говоря по-простому, все загрязняющие вещества прибиваются к земле», — пояснил метеоролог. Второй важный фактор — так называемая температурная инверсия. В обычных условиях чем выше над землей — тем воздух холоднее, но иногда температура с высотой растет. В этих условиях, говорит Вильфанд, сила Архимеда получается отрицательной и в атмосфере возникает так называемый запирающий слой. Например, на высоте от 100 до 500 метров. Выше него загрязненный городской воздух проникнуть не может, а значит, не может и рассеяться. Это и вызывает смог.
Неизвестно, как часто город может накрывать таким атмосферным куполом, потому и этот случай может быть далеко не последним.