Как не раз отмечал мэр города, образование — это важнейшая социальная отрасль Москвы. Сегодня школа стала не просто выпускать детей после 11-го класса, но и фактически помогать им определиться с профессией. Понятно, что одиннадцатикласснику, который не представляет себе, что такое на самом деле работа программиста или экономиста, сложно сделать правильный, осознанный выбор. Другое дело, если бы у него была возможность попробовать, проверить на практике, ту ли специальность он выбрал...
— Правительство Москвы и мэр города уделяют огромное внимание всей сфере образования и подтверждают это приоритетным финансированием, — говорит заместитель руководителям Департамента образования Игорь Павлов. — Сейчас у нас запущены несколько трендовых проектов предпрофессиональной подготовки. Основной их смысл — интеграция общего, профессионального и высшего образования. Тогда на выходе со школьной скамьи мы получим человека, выбравшего свою профессиональную траекторию, и человека, разбирающегося в современном мире.
Речь идет о многих и не похожих друг на друга проектах — на вкус и цвет для любого школьника. 1 декабря 2016 года была запущена программа «Академический класс в московской школе». Участниками ее уже являются 10 образовательных организаций, а школьники сами проводят научные исследования и создают проектные работы.
С учетом того, что на рынке явно не хватает высокопрофессиональных медиков и инженеров, правительство Москвы организовало медицинские и инженерные классы.
— Проект медицинских классов реализуется совместно с ПМГМУ имени И.М.Сеченова, а партнерами проекта «Инженерные классы» являются уже 18 ведущих технических вузов и больше ста предприятий, — рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. — Это хорошо оборудованные классы и лаборатории, где дети могут заранее сориентироваться в профессии. Все это идеи мэра города. Он хорошо знает проблемы образования, инициирует свои идеи и выделяет на это финансирование. И внимательно следит за исполнением задач.
Проекты пользуются большой популярностью среди школьников: в медицинских классах учится больше 4 тысяч учеников из 72 столичных школ, а в инженерных — больше 5 тысяч школьников из 98 школ.
Отдельно стоит отметить еще пилотный проект «Московский предуниверсарий». Он позволяет школьникам получать профильное образование в университетах города Москвы. Плюсы здесь как для одной стороны, так и для другой. Ученики могут получить образование уже совершенно другого уровня и подготовиться к поступлению в тот вуз, в котором и проходили подготовку. А вузы, в свою очередь, могут выбрать из учащихся детей достойных абитуриентов, которые к ним и поступят.
— Ответственность за сдачу ЕГЭ лежит на преподавателях вуза, — поясняет Печатников.— Идея оказалась вполне рабочей и продуктивной. При этом не все учащиеся предуниверсария должны пойти именно в тот вуз, на базе которого учились: они могут выбрать другое учебное заведение.
Отдельный, стартовавший еще в 2011 году проект — «Курчатовский центр непрерывного образования». Речь идет о школе двойного подчинения — с одной стороны, это обычная столичная школа, а с другой — Курчатовский институт активно участвует в образовании детей.
— Вся эта интеграция стала возможна, когда мы поняли, что вся Москва со своими возможностями должна стать школой, — считает Игорь Павлов. — В городе действительно очень много делается для того, чтобы ребята реально могли получать образование за пределами школы: есть парки, музеи, наукоемкие предприятия. Мы специально сделали пятидневную неделю, чтобы освободить для учеников субботы: этот день они могут проводить на площадках города. У нас есть программа «День без турникетов», когда промышленные предприятия приглашают к себе учащихся для знакомства с новыми высокотехнологичными производствами.
В свободный от учебы день ребята могут посетить бесплатные лекции, мастер-классы и практикумы на базе вузов в рамках проекта «Субботы московского школьника». Космические субботы, спортивные, арт-субботы, исторические, финансовые — каждый школьник найдет себе занятие по вкусу.
— Самое главное, что сейчас идет тесный контакт между преподавателями университета и школьным учительским сообществом, — считает ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров. — Стало традицией проводить в Бауманке слет директоров гимназий: они посещают наши учебные центры, мы вместе думаем, что нужно давать нашим детям, чтобы они были конкурентоспособны. При этом Сергей Собянин в курсе дела. Как-то на последнем совещании я отметил, что надо бы подтянуть математику и физику у школьников. На что мэр ответил: «С математикой у нас все в порядке! А вот над физикой надо поработать».
Игорь Павлов, в свою очередь, отметил: так как мы живем в современном, информационном мире, то и школа должна шагать в ногу со временем, а не тонуть под толщей бумаг и бюрократических отчетов. Для этого по инициативе мэра в городе реализуется проект «Московская электронная школа». Создается единая библиотека знаний, единый контент, который позволяет педагогам и учащимся по-новому выстраивать урок.
— Уже 142 учителя из 72 столичных школ получили 153 гранта (каждый по 100 тысяч рублей) — за вклад в реализацию развития московской электронной школы, — добавил Павлов.
Столичные школьники участвуют в международных чемпионатах и олимпиадах.
— Ребята, которые требуют отдельного внимания, имеют на сегодняшний день много шансов себя проявить, — продолжает Павлов. — Мы уже не первый год участвуем в национальном чемпионате «Абилимпикс» для детей с ограниченными возможностями. Сейчас проходит третий такой чемпионат, и мы надеемся на медали. В прошлом году московская команда заняла первое командное место, завоевав 71 медаль.
Первое место учащиеся из Москвы — уже второй год, между прочим, — занимают на национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В этом году чемпионат проходил в Абу-Даби: студенты из Москвы завоевали две золотые медали (в ювелирном деле и экспедировании грузов) и две серебряные (в парикмахерском искусстве и обслуживании грузовой техники).
Несмотря на все достижения, столичному Департаменту образования еще есть над чем работать.
— Много студентов колледжей после получения среднего профессионального образования идут в университеты, — объясняет Печатников. — Казалось бы, это хорошо, тем более в подобном случае не надо сдавать ЕГЭ. Однако при большом количестве студентов колледжей у нас мало специалистов по рабочим специальностям, которые сейчас крайне востребованы.
Решение, по словам Печатникова, могло бы быть простым: надо приравнять образование в колледже к высшему и выдавать диплом прикладного бакалавриата. Тогда и престижность рабочих профессий будет расти.