— Мать вашу, это же мои цветы! — Тамара Панина, пенсионерка из дома на Песчаной площади, не стесняется в выражениях. Тяжелый черный джип с челябинскими номерами и наклейками «ветерана силовых структур» стоит прямо посреди дворового газона, где Тамара Николаевна посадила луковицы крокусов. Непонятно, смогут ли теперь цветы взойти весной, как было запланировано. Тем более что матчи на стадионе ЦСКА проходят регулярно, и значит, болельщики приедут еще.
Хозяев джипа не видно — они вернутся к машине хорошо если к ночи, а то и на следующий день, поправив здоровье после ударного матча. Так что крепкие слова Тамары Ивановны повисают в воздухе. Ну и в Интернете: после каждого матча районные сообщества Сокола и Хорошевского полны возмущенными репликами. Одни жители, самые экстремальные, предлагают спускать нахалам колеса, другие — помнящие об отсутствии в Сети анонимности и вообще о приличиях — «всего лишь» обещают сообщить о нарушениях куда следует. Чтобы за парковку на газоне водителям пришли «письма счастья» — на 5000 рублей, если машина зарегистрирована на физическое лицо, и до 300 тысяч, если на юридическое. К этой категории, кстати, относятся и машины каршеринга — так что если кто-то припарковался где попало на прокатной машине, то он сделал это очень зря.
— Стыдно и больно поверить, что на гигантской чудо-арене нет ни одной парковки для автомобилей гостей, — с сарказмом говорит житель района Игорь Черский. — В результате во время матчей несчастные болельщики вынуждены парковать свои автомобили во дворах местных жителей. Мест, разумеется, хватает не всем — особенно жителям. Но мы, конечно, потерпим, а вот «ветеранов силовых структур» жалко!..
Стравливание болельщиков (которых, конечно, можно понять) с озлобленными местными жителями не доведет до добра, считает Черский. Тем более что дело на самом деле в деньгах: парковка на стадионе есть, но билет на нее стоит 1500 рублей. Понятно, что большинство водителей стараются сэкономить и ставят машины где попало.
Уже в следующем спортивном сезоне — во время чемпионата мира по футболу-2018 — проблему удастся решить, уверен глава управы района Сокол Сергей Бахров. «С инициативной группой жителей и представителями силовых структур — ОВД, МЧС, Росгвардии — разобрались с перекрытиями проездов во дворы, — отметил Бахров. — Основные мероприятия по обеспечению безопасности жителей запланированы в межсезонье. Это увеличение количества сотрудников полиции и нарядов ДПС, организация прохода болельщиков, минуя дворовые территории. Во время матча будет организовано дежурство общественников».
Подобная система неплохо работает по другую сторону стадиона, на улице Куусинена. В дни матчей за несколько часов до начала парк «Березовая роща» перекрывается по периметру полицией, на въездах во дворы дежурят наряды Росгвардии, присматривающиеся к автомобилям и спрашивающие у въезжающих, «куда путь держат». Документов о регистрации не спрашивают, а вот машины и водителей с символикой футбольных фанатов внутрь не пропускают. Жители несколько шокированы обилием людей в форме, но на парковочный беспредел не жалуются.
— Во дворах по улицам Куусинена и Полины Осипенко тоже очень сложно с парковкой, — рассказала «МК» муниципальный депутат района Хорошевский Алиса Голуенко. — Но в данном случае основная причина — не машины болельщиков, а транспорт тех, кто приезжает на работу или оставляет авто около выхода из метро «Полежаевская». Жители этих дворов постоянно жалуются на это, и проблема такая возникает не только в дни соревнований, а каждый рабочий день.
Ввести аналогичную систему на Песчаных улицах тоже обещают, но пока это не удается. На районном уровне трудно влиять на руководство полиции, Росгвардии и стадиона, признает глава управы Сергей Бахров. Но уже сейчас, обсуждая перспективы такого «особого режима», жители задают вопросы: а как возить детей в школы и секции в дни соревнований? А что, если водитель не прописан в доме? А как быть с приезжающими в гости?..
Судя по всему — никак. Это показывает опыт другого стадиона — реконструированной Большой спортивной арены «Лужники». Во время недавних матчей — первых после реконструкции — огромное пространство вокруг стадиона полностью зачистили от машин. Более того, никого из выходящих с матча не пропускали в окрестные дворы, а в сторону Комсомольского проспекта, где можно было легко поймать такси, можно было выйти, лишь показав полицейским ключи от машины. Такая политика вызвала массовую критику как у рядовых болельщиков, так и у известных лиц и спортивных комментаторов.
Устроит ли жителей Сокола такой режим? Это покажет время; по крайней мере, обитатели района Хамовники, по просьбам которых были приняты особые меры вокруг «Лужников», сейчас скорее разочарованы.
Решать же проблему парковочного беспредела все равно нужно комплексно, считает Алиса Голуенко. Радикально улучшить ситуацию очень просто: нужно построить несколько вместительных паркингов по району. Хватило бы трех паркингов на 600–700 машино-мест каждый. Причем сделать это нужно быстро, потому что с постройкой новых многоэтажных зданий дефицит парковочных мест будет только нарастать.
— Запретить людям иметь машины невозможно, — уверена Алиса Голуенко. — Люди все равно будут покупать их. А раз ставить их некуда, будут продолжаться нарушения. Ситуация, складывающаяся в дни матчей на стадионе ЦСКА, станет ежедневной рутиной. И платная парковка может лишь усугубить ситуацию: при ее организации число машино-мест, как правило, не увеличивается, а лишь уменьшается.