— Встречаемся в шесть часов на «Комсомольской».
— На красной или на кольце?..
Диалог, подобный этому, хотя бы раз был в жизни каждого москвича. Путаница дала начало множеству городских анекдотов. Мало кто интересуется: почему на зеленой линии метро — две «Павелецких» и две «Белорусских», а на серой — «Серпуховская» и «Добрынинская», «Новослободская» и «Менделеевская»? Запрет на появление станций-тезок наложил закон 1997 года, но сейчас, по словам представителей столичного правительства, это требование уже не удовлетворяет современным реалиям.
— В условиях быстрого развития метро исполнение нормы способно причинить определенные неудобства пассажирам метрополитена. Предлагается исключить из закона требование об индивидуальности и разноименности станций, образующих единые пересадочные узлы. При этом уже имеющиеся, исторически сложившиеся и привычные москвичам наименования станций не затрагиваются, — объяснил на заседании Мосгордумы замруководителя столичного департамента транспорта Андрей Корнеев.
По его словам, появление новых названий влечет ряд сопутствующих неудобств: это увеличение длительности голосовых объявлений и дублирования на английский, мелкий шрифт и более нагруженная схема метро. Все это рискует обернуться неудобствами для пассажиров.
— Мы наблюдаем беспрецедентное развитие транспортной инфраструктуры в последние несколько лет. Десятки новых станций либо уже введены в строй, либо планируются к вводу. Возникают новые кольца, новые диаметры, новые пересадочные контуры, появление метро в отдаленных районах кардинально меняет образ жизни москвичей. Метро — это еще и система навигации. Появляется множество жалоб, особенно от пожилых: им все сложнее ориентироваться в новых названиях. Бесспорно, все идеи имеют историческое обоснование, но мы должны думать об удобстве, — говорит депутат МГД Степан Орлов.
Представители власти убеждены: москвичам проще ориентироваться по старым названиям, а не по вновь введенным. Однако существует и другая точка зрения.
— Я был одним из авторов закона в 1997 году, и я не изменил мнения. Учитывая мировую практику, лучше стараться называть станции по-разному. Повторение названий вносит путаницу, исчезает важнейшая функция — различение. Нужно уточнять, радиальную или кольцевую станцию вы имеете в виду… Честно говоря, я не знаю людей, которые действительно запутались бы из-за появления новых названий. Это не аргумент, — рассказал «МК» профессор Михаил Горбаневский, специалист по московской топонимике.