Приучать москвичей к ответственности решили не вчера. Уже давно на некоторых трамваях, что ходят по Северному округу, нет турникетов. Зато почти в каждом вагоне обнаруживаются контролеры. На них власти и сделают ставку: на маршрутах со свободным входом ревизоров станет больше. Можно ли назвать этот эксперимент удачным? С весны 2017 года от Медведкова до Останкино ходит трамвай №17 — турникетов в нем нет, и, по данным Департамента транспорта, число зайцев там выросло на пять процентов.
— В настоящее время на балансе Мосгортранса более 1,1 тысячи автобусов особо большого класса, которые с нового года начнут работать без турникетов, — рассказали «МК» в пресс-службе ведомства. — Кроме того, решено, что вход во все двери останется и на всех новых трамваях «Витязь‑М». Сегодня в парке Мосгортранса находится 110 таких вагонов, а к концу 2019 года их число достигнет трехсот. Также без турникетов уже работает свыше 150 трамваев на всех 10 маршрутах трамвайной сети на севере и северо-западе Москвы.
В ведомстве заявили, что перед тем, как принять решение, проанализировали, какие билеты пассажиры чаще используют на больших автобусах.
— Высокая доля пассажиров пользуется безлимитными билетами. С 2014 года его стоимость не поднималась, и на данный момент он стоит 2000 рублей.
И да, доверяй, но проверяй. Для всех остальных — тех, кто безлимитным не пользуется и имеет соблазн за проезд не заплатить, будет увеличено число контролеров. «В то же время мы надеемся на ответственное отношение москвичей к городскому транспорту», — с надеждой сказали в ведомстве.
Есть, однако, опасность: чем больше безбилетников, тем выше стоимость проезда. Надо же как-то компенсировать затраты!
— На стоимость проезда влияют другие факторы, такие как стоимость топлива, стоимость запчастей, инфляция, необходимость поднимать зарплату водителям, — объясняет исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. — А зайцы... Думаю, что какой-то положительный опыт получен от эксперимента в трамваях новых моделей. Проблема с турникетами на самом деле шире. Это одна из причин появления пробок в Москве. Вот смотрите: автобус дольше стоит на остановке, в рейсе он находится дольше, средняя эксплуатационная скорость его ниже. Время поездки — это индикатор, по которому москвичи выбирают тот или иной вид транспорта.
По мнению директора по транспортному планированию и прогнозированию центра экономики и инфраструктуры Александра Морозова, турникеты замедляли скорость движения автобусов на 15–20%. При этом хоть власти и говорят, что в транспорте с таким препятствием доходы от проезда выше на 25%, турникет не человек, его и обмануть можно.
— Регулярно можно увидеть, как люди пролезают под турникетами, проходят по двое, — говорит Морозов. — Без контролеров он бесполезен. Если бы все люди знали, что никакого наказания не будет вообще, все начали бы массово нарушать. Все держится не на совести пассажира: человек ведет себя всегда рационально, он просчитывает, что выгоднее: заплатить один раз в месяц штраф или купить на месяц проездной. Поэтому величина штрафа должна быть выше месячного проездного. Если штраф меньше, то количество контролеров должно быть больше. Если же говорить про совесть, то обладают ею не все, а, допустим, 80% населения. Оставшиеся 20% платить не будут. За чей счет тогда будет работать транспорт?
Другая проблема — врожденная страсть к халяве, перебороть которую российскому человеку все никак не удается. Как объяснил «МК» историк московской повседневности Александр Васькин, корни «песни про зайцев» надо искать в девяностых годах.
— В советские годы все-таки принято было платить за транспорт, хотя он и стоил копейки. Мало кому приходило в голову заскочить просто так. Кстати, тут мы наблюдаем довольно интересное отношение к халяве: например, принести с работы бумагу, канцтовары или даже продукты считалось нормальным, а ехать зайцем — все-таки нет. Но в 1990‑е годы, когда уровень жизни для многих ухудшился, стали мыслить по-другому: мол, страна нам зарплату не платит, а мы почему должны платить за проезд? Для многих такой менталитет сохранился до сих пор, и он останется, пока не вырастет новое поколение или даже несколько, которые будут наблюдать цивилизованную жизнь, например, в Европе. Мы пока до этого не доросли, — считает Васькин.
Обидно, конечно, что «особый путь России» проявляется именно в таких мелочах — но, по словам специалиста, проблема проста: у наших соотечественников в большинстве своем все-таки невысокие доходы. Действительно, рассказы о европейских столицах, где никаких турникетов нет, но все чинно покупают билеты — притча во языцех для тех, кто очень хочет начать жить «как у них». Например, в метрополитене Вены билетик стоит более двух евро, но все его покупают — потому что размер штрафа и вовсе исчисляется сотнями.
— Хотя иногда это и не зависит от уровня доходов. Бывает, что очень обеспеченный человек все равно проскакивает зайцем — скажем, потому что ему не препятствуют. Тоже национальная черта — желание непременно сэкономить на мелочах, — добавил Васькин.
Впрочем, есть повод смотреть в будущее с оптимизмом. Как отмечают психологи, современные молодые люди 20–30 лет — это представители так называемого поколения Y, среди основных особенностей которого выделяются законопослушание и любовь к порядку.
— Среди молодых людей сейчас немодно хулиганить и нарушать закон, культ «плохих парней» остался в прошлом. У них другая манера мысли: я что, мол, бомж, не могу заплатить 50 рублей за проезд? Им гораздо важнее спокойно читать книгу или листать Инстаграм во время поездки, они не хотят трястись и ждать контролеров. Однако, к сожалению, это не сработает для людей старшего возраста, выросших в позднем СССР и в перестройку. Даже взрослым мужчинам с хорошей зарплатой тогда было свойственно что-то вроде «ну если поймают, заплачу штраф, но прогибаться не буду!». Так что опасения, что количество зайцев вырастет, обоснованны, — отметила в разговоре с «МК» психолог Анастасия Александрова.
Несколько лет назад шуму наделал инцидент в петербургском метро — там несколько молодых людей, натянув шапки-зайчики, перепрыгивали турникеты с криком «а нам все равно, а нам все равно!». Таким образом они выражали свое недовольство повышением тарифов на общественном транспорте. Не платить то, что положено, выражая этим протест против чего-нибудь, — это так по-русски...