Соломон Аркадьевич и другие расстрелянные: проект "Последний адрес" напомнил о страшном

Таблички на домах появляются каждое второе воскресенье

Каждое второе воскресенье на одном из жилых домов в Москве появляется табличка — небольшая, размером с ладонь. Имя, профессия, родился, арестован, расстрелян, реабилитирован — и пустой квадрат вместо фотографии. Проект «Последний адрес» за три года своего существования успел увековечить память шестисот простых людей, которые стали жертвами Большого террора.

Таблички на домах появляются каждое второе воскресенье
Фото: facebook@poslednyadres

Последняя по времени табличка появилась в Москве 22 октября на доме 5, строение 1, по Старой Басманной. В 1938 году в нем жил Соломон Аркадьевич Сиренев — заместитель главного инженера «Главпроектстроя». 22 мая 36-летнего Соломона арестовали, а через три месяца расстреляли за то, что он «составил вредительские проекты строительства обувных фабрик в Новосибирске, Тбилиси, Кузнецке, Свердловске».

— На сегодня по России установлено 600 табличек, собрано больше 2 тысяч заявок от жителей, — рассказывает один из основателей «Последнего адреса» журналист Сергей Пархоменко. — В Москве и Санкт-Петербурге это уже поставлено на поток — таблички устанавливаются твердо каждое второе воскресенье. Они уже есть в 37 городах, 1 ноября две новые откроются в Красноярске — 38-м городе. Национальные проекты «Последнего адреса» есть в Украине и в Чехии, подписаны договоры о создании их в Молдове и Румынии, и буквально на днях мы подпишем договор с Грузией. В Латвии и Польше проект только готовится.

Таблички есть на многих заметных зданиях — на Музее изобразительных искусств имени Пушкина, на библиотеках, учебных заведениях — если в них в ту пору жили люди. 26 октября памятная доска появилась в Петербурге по адресу Дворцовая набережная, 32. Это здание Эрмитажа, где в служебной квартире жил хранитель коллекции старинных монет музея Рихард Фасмер. Его арестовали в 1934 году — как водится, за создание фашистской ячейки — и приговорили к десяткам годов лагерей. В 1938 году он умер в Узбекистане...

— После церемонии «Возвращения имен» каждый год у нас появляется всплеск заявок, их становится больше, потом идет спад, — говорит Пархоменко. — Заявки приходят каждый день. Таблички не срывали. Разве что были пропажи, но это скорее хулиганство, чем что-то идейное. Сейчас в Москве идет массовая кампания по перекраске фасадов, довольно много случаев, когда красят дома с нашими табличками. И мы видим, что маляры очень аккуратно к этому относятся, обходят их, оттирают, если нечаянно замазали. Они, видимо, умеют читать и понимают, что это. Люди наши таблички берегут: никакой тенденции вандализма или насилия мы не видим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27535 от 31 октября 2017

Заголовок в газете: Табличка «Последнего адреса» появляется в Москве каждое второе воскресенье

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру