Сначала о знаках: желтые таблички с перечеркнутым дроном и надписью «No fly zone» установила у Кремля Федеральная служба охраны. Сейчас в России действует порядок, по которому о полете беспилотника нужно предупреждать заранее. Однако если речь идет о Кремле, то снимать там нельзя как из соображений безопасности (мало ли куда упадет вышедшая из строя игрушка), так и по понятным причинам наличия там закрытых для посторонних глаз объектов.
Интересно, что любители полетать строят свои теории. Якобы именно из-за дронов GPS возле Красной площади перекидывает на «Внуково»: в зоне аэропорта беспилотники, согласно заложенной программе, стартовать отказываются.
— Москва не закрытая территория, но есть определенные зоны, например рядом с Кремлем, которые закрыты для полетов, — рассказывает учредитель АНО «ПравоРоботов», эксперт Экспертного совета по цифровой экономике при Государственной думе РФ Никита Куликов. — Там никто не будет задавать вопросов о том, зарегистрирован коптер или нет, — полеты в принципе нежелательны. Сами знаки носят смежный характер: они рекомендательные, но и нарушать их нежелательно, хотя они установлены не в соответствии с какой-либо нормой закона. Речь идет скорее о внутреннем регламенте и правилах ФСО.
Тем не менее видео с эффектными пролетами над городом, особенно со всех митингов или массовых мероприятий, в Сети огромное количество. Получается, летать над Москвой можно? Не совсем. С 5 июля этого года вступили в силу поправки в Воздушный кодекс: владельцы всех дронов, беспилотников, квадрокоптеров и прочих летающих игрушек весом более 250 граммов должны будут их регистрировать и уведомлять о полете. Процедура чем-то похожа на постановку автомобиля на учет. Каждый беспилотник получит свой номер и специальную радиометку, благодаря которой становятся ясны технические данные аппарата и фамилия владельца. А сам владелец должен будет сдать экзамен на управление коптером.
— Когда летательные аппараты только появились, все сразу захотели ограничить их использование, — говорит Куликов. — Но любители взбунтовались: как же так, вы хотите задушить прогресс? И было решено не трогать в ближайшие два-три года. Сейчас закон вступил в силу. Он нужен для регламентации. Условно говоря, если коптер гражданина Иванова упадет на голову гражданину Сидорову, об этом можно будет узнать.
Однако, как подчеркивает Куликов, процедура регистрации и уведомлений еще до конца не доработана: когда закон только ввели, сайт, куда нужно было вводить данные, не отвечал. Допустим, хозяин игрушки зарегистрировался и даже уведомил, что хочет полетать, к примеру, над Арбатом или храмом Христа Спасителя. Запретят ли ему? Тут-то и встает вопрос: а достаточно ли персонала и интеллектуальных систем, которые отслеживали, можно летать или нельзя?
— Я считаю, что сейчас нереально отслеживать каждую запись , — говорит Куликов. — Вся процедура носит уведомительный характер как минимум ближайшие полгода.
Владельцы коптеров на специальных форумах считают, что и после полноценного вступления в силу букве закона будут следовать немногие. Якобы обычные полицейские о запрете ни сном ни духом и, увидев в небе коптер, вводить план «Перехват» не станут. Если же дрон вляпается в заварушку или упадет кому-то на голову, будучи незарегистрированным, то, кроме всего прочего, владелец заплатит штраф в 5 тысяч рублей.
А как у них?
За границей свои правила. Согласно Европейскому аэрокосмическому агентству, нельзя летать на дронах менее чем в 50 метрах от людей, транспорта и зданий или над ними. Кроме того, нельзя взлетать выше, чем на 150 метров, в принципе. В Америке правила еще жестче. Нельзя подниматься выше 122 метров, а расстояние до ближайшего облака должно быть не менее 500 метров по вертикали и 600 по горизонтали. В общем, от облаков лучше держаться подальше. Нельзя летать в темное время, если на дроне нет габаритных огней. И самое главное — владелец должен иметь лицензию на пилотирование.