Славянская площадь расположена в центре Москвы, в районе пересечения Старой площади и улицы Варварки, Лубянского и Солянского проездов, рядом с Ильинским сквером (со стороны памятника Кириллу и Мефодию). До 1924 года называлась Варварской площадью, в 1924–1991 годах была частью площади Ногина. Многие годы Славянка использовалась как стоянка общественного транспорта и парковка автомобилей.
Благоустройство Славянской площади в рамках программы «Моя улица» было начато в мае 2017 года. Не прошло и трех месяцев, а основные строительные работы на территории в несколько сотен квадратных метров уже закончены.
— Площадь преображается. Основные работы закончены. Славянка превращается в один из крупнейших транспортных хабов в центре столицы. Уже сегодня она перевозит около 130 тысяч пассажиров. В ближайшее время их количество вырастет до 200 тысяч. Для пассажиров здесь будет организована комфортная пересадка между метро и 11 автобусными маршрутами, такси, и конечно, это маршрут до «Зарядья» и Кремля, — сообщил Сергей Собянин в ходе инспекции знакового места.
После завершения работ в рамках программы «Моя улица» в 2017 году запланирован ряд изменений маршрутной сети. От Славянской площади наряду с 11 дневными маршрутами будут отправляться и 7 ночных. Такие нововведения станут возможными благодаря обустройству выделенных полос для движения общественного транспорта в центре города: в Лубянском проезде, на улицах Сретенка, Большая Лубянка, проспект Мира.
Для защиты пассажиров от осадков над выходами из метро установят навесы. Они будут выполнены в едином архитектурном стиле с остановочными павильонами и площадью в целом. У северного вестибюля станции метро «Китай-город» вместо парковки разместятся 5 площадок для остановки общественного транспорта длиной 25–30 метров. Остановочные площадки будут крытыми и размещены на рефюжах (площадках-островках для пешеходов), ширина проезжей части между ними — 6,5–8 м. Высота этих площадок оптимальна для удобной посадки и высадки пассажиров, в том числе маломобильных граждан, людей с колясками и багажом. Электронные табло с информацией о времени прибытия транспорта, навигационные карты и схемы маршрутов, автоматы по продаже билетов и пополнению карты «Тройка», USB-зарядки — безусловно, все эти функции также будут действовать.
Количество наземных пешеходных переходов увеличится с 2 до 8. Они будут оборудованы гранитными пандусами, что позволит осуществлять удобные пересадки, не спускаясь под землю.
Храм Всех Святых на Кулишках избежит судьбы Пизанской башни
Наряду со стоянками такси, которые, безусловно, нельзя было не оборудовать в столь важном транспортном узле, на площади появится станция городского велопроката. Без этого вида транспорта, несмотря на многолетнее сопротивление прежней горадминистрации, москвичи уже не мыслят свой город.
Оказывается, даже в условиях мегаполиса добираться на «двухколесном коне» можно и быстро, и удобно. И об этом смело заявляют три миллиона городских велосипедистов, активно передвигающихся таким способом. Что и говорить, поклонникам двухколесного транспорта было бы совсем не так легко и просто, если бы власти не создавали для их передвижения практически идеальные условия (специальные дорожки, недорогой прокат в сотнях точек города и т.д.).
В общем, на велосипеде, метро, автобусе или такси добраться в любую точку столицы от Славянской площади можно будет максимум за 20 минут (а в реальности, конечно, быстрее). Предполагается, что пассажиропоток через Славянскую площадь после благоустройства вырастет в 1,5 раза. На площади установлено 16 новых опор освещения с энергосберегающими светильниками. Воздушные кабельные линии перенесены под землю — в специально устроенную кабельную канализацию. «Вишенка на торте»: осенью на площади планируется высадить 16 рябин — живую изгородь, которая отделит проезжую часть от пешеходного пространства.
В рамках программы «Моя улица» была благоустроена территория площадью 600 квадратных метров, прилегающая к храму Всех Святых на Кулишках (Славянская площадь, 2, строение 4). «Храм является объектом культурного наследия федерального значения, — поясняют историки. — На протяжении веков он определяет архитектурный облик Славянской площади. Первая деревянная церковь на этом месте была построена в XIV веке, во времена Дмитрия Донского (предположительно в память о воинах, павших в Куликовской битве). Нынешняя каменная церковь была построена в XVI–XVII веках и серьезно перестроена в XVIII веке. В начале 1930-х годов церковь была закрыта. В ней размещались различные организации (строительно-монтажное бюро, филиал Москонцерта и др.)».
В 1975 году здание было передано Музею истории и реконструкции города Москвы (ныне — Музей Москвы). В конце 1970-х в церкви прошли реставрационные работы и первые археологические исследования, которые продолжились в 1980-е годы. В 1991-м храм был возвращен Русской православной церкви, а в 1999-м получил статус Александрийского подворья. С этого же времени настоятелем храма Всех Святых на Кулишках является Афанасий, митрополит Киринский, всечестный и экзарх Ливийского полуострова, представитель Александрийского патриархата при Патриархе Московском и всея Руси. В 2009–2010 годах прошли работы по укреплению здания церкви — в том числе для того, чтобы стабилизировать положение накренившейся колокольни. Не то что в итальянской Пизе, где специалисты до сих пор не понимают, как же вернуть башню в исходное состояние...
С 2016 года в храме ведутся работы по реставрации помещений в подклетной части и галереи, включая замену внутренних коммуникаций, реставрацию стен и воссоздание утраченных элементов декора, приспособление помещений под современное использование (воскресная школа). Сейчас выполняются работы по музеефикации и укреплению фундамента храма.
Конец — в 2017 году делу венец
Завершены работы на Новой площади, Якиманской набережной и в прилегающих к ней Голутвинских переулках. На высокой стадии готовности 11 объектов: Славянская площадь, улица Сретенка, Китайгородский проезд, Бульварное кольцо, улица Петровка, Садовое кольцо (улицы Житная, Коровий Вал, Земляной Вал, площадь у здания МИД России), улица Москворецкая, Москворецкая набережная, улица Пречистенка, улица Тверская, улица 1-я Тверская-Ямская, площадь Тверская Застава, Болотная набережная.
На носу август, а это значит, что со дня на день придут к своему финалу работы по реализации программы «Моя улица». Напомним, в текущем году в ее рамках проводится благоустройство 89 городских объектов, которые включают 113 улиц и 4 въездные группы в город общей протяженностью 65 км. Среди них:
— начатые в 2016 году Бульварное, Садовое, Кремлевское кольца и Тверская улица;
— площадь Тверской Заставы с организацией трамвайных путей и возвращением на историческое место памятника Максиму Горькому;
— Лубянская площадь и территория, прилегающая к Политехническому музею;
— территория, прилегающая к парку «Зарядье»;
— Якиманская, Краснопресненская, Пречистенская и другие набережные (всего 11);
— улицы Волхонка, Пречистенка и другие исторические улицы и переулки в центральной части города.
Комплекс работ по благоустройству включает расширение тротуаров, установку дополнительного освещения, лавочек и других малых архитектурных форм, озеленение, приведение в надлежащее состояние фасадов зданий, создание сотни новых наземных пешеходных переходов и перенос воздушных кабельных линий под землю («чистое небо») в специальную кабельную канализацию.
Плюс к тому в ходе реализации программы «Моя улица» в столице открываются 2 новых памятника: выдающемуся конструктору Михаилу Калашникову в Оружейном переулке и жертвам массовых репрессий «Стена скорби» на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Не меньше порадуют москвичей и гостей столицы и 4 новых фонтана: два — на Болотной набережной, один — на Биржевой площади и один — на улице Балчуг.
На объектах программы «Моя улица» задействованы 26 тысяч человек и около 5 тысяч единиц строительной техники. Как уже писал «МК», благоустройство в городе ведется с опережением графика. О высоком качестве выполняемых работ москвичи могут судить уже сейчас. В ближайшее время улицы будут освобождены от строительной техники и вновь полностью открыты для москвичей и гостей города.