Бесплатные парковки обходятся городам слишком дорого
Вскоре в Минстрой будет направлен индекс качества городской среды, позволяющий оценить текущее качество жизни. На его основе будет подготовлен рейтинг всех 1112 российских городов. По предварительным данным, озвученным на прошедшем в Саратове урбанистическом форуме «Среда для жизни: квартира и город», возглавляет рейтинг Москва. Результат, впрочем, неудивительный, ведь столица — пионер во многих начинаниях: благоустройстве пешеходных пространств, строительстве современных дорог, организации цивилизованных парковок, реновации ветхого жилья. И именно со столицы берет пример вся Россия.
— Чем крупнее город, который теоретически удобен для пешеходов, тем важнее в нем роль общественного транспорта, — рассказал на форуме известный американский урбанист Джеф Спек. — Иначе люди будут выбирать автомобили. Америка преодолевает проблему децентрализации рабочих мест уже 50 лет — они слишком широко разбросаны по городам. Я знаю, что такая же проблема есть и у вас, и надеюсь, что вам удастся придушить ее на корню. В Америке в удобной пешей доступности от центра города и от работы живет малая часть населения — наиболее обеспеченные горожане. Остальные живут в пригородах и долго добираются до работы.
Как ни странно, в Америке самыми удобными для пешеходов являются крупные города, которые, казалось бы, не всегда «дружелюбны» для жителей, констатирует архитектор. Однако же в этих городах обязательно есть удобные для пешеходов зоны.
— Всегда находятся люди, выступающие против организации пешеходных пространств и платных парковок, потому что им удобнее и привычнее всюду пользоваться автомобилем, — продолжает Джеф Спек. — С платной парковкой многие американские города на протяжении долгих лет поступали неправильно. Но, к счастью, образумились и стали решать эту проблему. И знаете, кто изобрел платную парковку в США? Владельцы торговых центров, которые терпели убытки из-за постоянно занятых бесплатных автостоянок. При этом большинство машино-мест занимали сами сотрудники магазинов, лишая потенциальных покупателей возможности зайти в торговый центр.
Очевидно, что стоимость автостоянки не должна быть ни заоблачной, ни мизерной. «Если ввести разумную плату за час парковки, прибыль торговых центров значительно увеличивается. Всегда остается минимальное количество свободных мест, то есть человеку не нужно ждать, когда освободится стоянка. Но в то же время парковка заполнена почти максимально, и в торговом центре находится наибольшее количество покупателей», — поясняет эксперт.
Путь, немалую часть которого российская столица прошла за 6–7 лет, в США занял в несколько раз больше. Другое дело, что американцы учились на своих ошибках, а нам остается только с успехом применить лучший международный опыт.
В развитии общественных пространств Златоглавая задает тон всей стране
Безусловно, качество среды определяется далеко не одной транспортной составляющей. Хотя она, как показывают многочисленные соцопросы, является самой важной для большинства горожан. В целом же, как рассказала на урбанистическом форуме руководитель проекта Анастасия Щербакова, при разработке индекса качества городской среды учитывались безопасность, комфорт, экологичность, современность, идентичность, разнообразие. Каждый из этих критериев включает в себя множество параметров. Например, для оценки безопасности жилой застройки рассматривается доля аварийного жилья и количество дорожно-транспортных происшествий возле жилых домов, деловая и жилая инфраструктура, озеленение и водное пространство, вывоз мусора, стоимость квадратного метра...
— Система оценки устроена таким образом, что позволяет совершенно точно выяснить, какие минусы присутствуют в городе и где именно: в жилье, в озелененных пространствах, в общественной инфраструктуре, — говорит специалист. — Причем методология такова, что маленький старинный Суздаль не сравнивается, например, с промышленным миллионником Красноярском, а утопающий в зелени черноморский курорт Геленджик — с Анадырем, находящимся в зоне вечной мерзлоты.
Самый высокий индекс получила Москва — 243 балла, совсем чуть-чуть недотянув до высшей оценки («исключительное» качество, от 250 до 300 баллов).
Федеральные власти станут пользоваться индексом для оценки качества развития среды в муниципальном образовании. Рейтинг также будет стимулировать местные органы власти и самих граждан к улучшению состояния городской среды. Не исключено, что перед реализацией серьезных проектов власти станут практиковать так называемое тестовое благоустройство. Суть метода в том, что горожане могут ознакомиться с архитектурными планами не на выставке или в управе, а непосредственно на месте потенциальной стройки. «На Привокзальной площади в Саратове впервые в России реализован проект тестового благоустройства из временных конструкций, — объясняют в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). — Туда приходят люди, обсуждают будущее формирование этой площади. Прежде чем что-то менять, нужно призвать горожан оценить благоустройство. Очень важно, чтобы люди не после узнавали, как будут выглядеть их скверы и парки, а заранее, и могли обсудить». Для москвичей, неравнодушных даже к незначительным изменениям городской среды, подобное новшество было бы полезно.
За время руководства Москвой Сергеем Собяниным в столице произошли масштабные перемены. Рекордными темпами возводятся станции метро и дороги, комплексно развиваются районы с жилыми домами, школами, поликлиниками и парками.
С 2011 года по май 2017-го построено:
101 км линий и 55 станций введено с учетом Московского центрального кольца и метро; отдельно стоит отметить строительство Третьего пересадочного контура — крупнейшего инфраструктурного проекта в России;
559 км дорог, 171 искусственное сооружение, 170 пешеходных переходов;
274 объекта образования;
59 объектов здравоохранения;
76 объектов спорта;
36 объектов культуры;
40 млн кв. м недвижимости, из них 20 млн кв. м жилья.