Символично: спустя столетие революции искусство снова взяло курс на конструктивизм. Простые, динамичные формы, «быстрее, выше, сильнее», «время, вперед» и прочие отголоски строительства нового времени и новой страны. В стране, где Маяковский сбрасывал с парохода современности Пушкина, на палубу поднимались новые имена — художники Родченко, Попова и Степанова.
Александр Родченко и Варвара Степанова стали в 30-е годы одними из пионеров советского дизайна: русского авангардизма и его направления — конструктивизма.
Как понять, что такое конструктивизм? Посмотреть на коллажи Родченко: угловатая реклама пива и сосок для «Моссельпрома» и Лиличка Брик, рекламирующая книги Ленгиза. Это новые ракурсы, динамичные формы, грамотная инфографика, как сказали бы сейчас. В общем, дизайн новой страны.
Варвара Степанова же и Любовь Попова совершили переворот в женской моде: придумали текстильные орнаменты в духе конструктивизма. Резкие геометрические фигуры, яркие, контрастные цвета, ритмичная структура — модницы вылезли из рюш и платьев в мещанский цветочек. Спустя сто лет революция снова в моде. Русский авангардизм стал за границей таким же символом нашей страны, как русский балет и русская водка.
— Когда мы готовили повестку праздника в этот юбилейный год, то думали, на что же именно обратить внимание, — вспоминает руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский. — Можно, как обычно, сделать ретроспективу, вспомнить, как Москва создавалась, строилась… Но подход «погружения во времена и эпохи» достаточно стандартен. Нам захотелось поговорить и о конкретных людях, которыми может гордиться наш город. Речь не о военных победах, точнее, не только о них: художники, поэты, ученые, изобретатели, которые родились в Москве. А основой концепта, связующей нитью стал вклад Москвы в мировой дизайн. Именно русский авангардизм, конструктивизм стали нашим узнаваемым во всем мире стилем. Это одно из самых востребованных и цитируемых во всем мире дизайнерских решений.
Авторы дизайнерских решений, которые украсят город осенью, вдохновлялись текстильными паттернами Поповой и Степановой. С помощью четырех цветов — синего, белого, голубого и красного — удалось создать яркие рисунки, от динамики которых зарябит в глазах.
— Наш логотип — отсылка к Родченко, к созданному им шрифту, — говорит директор по стратегии агентства Stellar Григор Бадалян, — отсылка к его брутальности, его революционности. Шрифт адаптировали и для английского перевода слов. Это своего рода новый язык: на его основе можно создавать новые паттерны, новые рисунки. Новый стиль универсален и легко повторяется хоть на футболках, хоть на больших плакатах.
Красно-бело-голубо-синими станут все 40 площадок юбилейного праздника.
— Основная тема юбилейного Дня города — «Москва — город, где создается история», — рассказывает руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. — Мы будем рассказывать о людях, новациях, спортивных достижениях, которых знают во всем мире и которых появились в Москве.
Лица Москвы — ее поэты, ученые, изобретатели, космонавты… Цветаевское «Облака — вокруг,/Купола — вокруг,/Надо всей Москвой/Сколько хватит рук!» — это ведь про храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, про Кремль и старые улочки. Столица — яркая, странная, как на картинах москвича Василия Кандинского, как в постановках москвича Константина Станиславского, как в легких движениях москвички Майи Плисецкой… Вратарь Василий Яшин, космонавт Светлана Савицкая или — что далеко ходить — Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский. Юбилейный День города будет посвящен им.
— Всего будет семь тематик и слоганов, — продолжает Немерюк. — Площадка «Москва покоряет» посвящена достижениям столичных конструкторов и инженеров; «Москва строит» — уникальным сооружениям города; «Москва изобретает» — нашим ученым; «Москва открывает» — географическим открытиям москвичей; «Москва созидает» — балетмейстерам, певцам, поэтам; «Москва ставит рекорды» — рекордам спортсменов и «Наши победы» — значимым военным кампаниям.
Если говорить о цифрах, то День города в прошлом году посетили около 10 миллионов человек. По словам Немерюка, в юбилей власти ожидают на празднике еще больше гостей.
Сколько именно средств выделено на проведение мероприятия — пока неизвестно. При этом глава департамента торговли подчеркнул, что денежный прирост после всех фестивалей прошлого года составил 55 миллиардов рублей. Дальше — считайте сами.