Школьные годы нередко ассоциируются со скучными партами, раскачиванием на стуле и меловой доской. Оценку в дневнике всегда можно было легко подправить, родителям сказать, что ты в школе, а учительская фраза «сходи намочи тряпку» подразумевала прогулку минут на 10. Однако современная школа устроена не так. В ней учеников настолько вовлекают в учебный процесс, что уходить на 10 минут с урока просто не хочется. Да и тряпку мочить не нужно — есть интерактивная доска.
Руководитель проекта «Техносфера современной школы» Дмитрий Ямпольский считает, что современные технологии необходимо использовать в образовании. По его словам, они позволят эффективнее учить и учиться. Как все это работает, можно посмотреть на выставке и в учебных классах.
В одном из них ученики начальной школы удобно расселись на мягких пуфиках перед большим телевизором. Они смотрят на экран как в зеркало. Сначала совершенно не понятно, что они собираются делать, а потом на экране вдруг появляется большой бурый медведь. Ученики вскакивают со своих мест и начинают его «виртуально» гладить. Дмитрий Ямпольский поясняет, что это технология дополненной реальности. Мишку сменяет олень, потом на экране появляется волк. Дети называют животных и гладят их. А на экране мишка приветливо машет ребятам лапой. Действительно, так намного интереснее познавать окружающий мир. Животных сменяют исторические персонажи — теперь можно попасть во времена Петра I или оказаться в русской деревне начала XV века.
И это только одна из технологий, которые можно применять в школе.
В холле центра висят два короба с прозрачными крышками. Под ними — механизмы, которые можно привести в действие. Так ученики даже младших классов могут начать раньше познавать более сложные предметы, физику например, в игровой форме.
Сама выставка расположена в большом зале. Весь он разделен на несколько секторов. В одном ученики могут собирать роботов и управлять дроном, в другом проходит урок биологии с применением 3D, а в интерактивном тире можно сдать нормы ГТО. Это все технологии, которые могут появиться в школах в ближайшее время. Они являются своеобразными дополнениями к интернет-платформе «Московская электронная школа». Практически каждый месяц экспозиция обновляется. Все оборудование тщательно отбирается, проходит соответствующие проверки. По словам директора Московского центра технологической модернизации образования Александра Добрякова, все эти новинки школы могут закупить для себя. И в этом же центре обучиться работе с оборудованием, получить методические рекомендации и просто поделиться опытом с коллегами.
В центре можно и провести урок в классе будущего. Здесь нет классических парт в три ряда и меловой доски. Одна из стен предназначена для маркеров, вместо привычной доски — интерактивная панель. Она подключена к той самой платформе «Московская электронная школа». Здесь одним нажатием на панель можно выбрать необходимые учебники, программы уроков или учебные материалы. Сами учителя регулярно пополняют эту базу. По словам педагогов, даже ученики активно принимают участие в создании уроков и придумывании задач для своих сверстников.
Помимо привычных ярких стульев есть и модульные места — с личными столиками, местом под рюкзак и удобной высокой спинкой. Они легко перемещаются. В углу класса — мягкая зона, где ученики могут отдохнуть и пообщаться на переменах, возле нее — большие шахматы на стене.
Несмотря на большую площадь класса, учителя будет слышно даже на галерке — ведь здесь установили систему усиления звука, а чтобы ученика точно услышали одноклассники, есть веселый микрофон в виде мягкого куба. Даже захотелось вернуться в школу, глядя на все эти новинки.