Программа предоставляет возможность пройти индивидуальную трехнедельную стажировку будущим руководителям школ. Во время стажировки будущий руководитель работает вместе с директором одной из московских школ, перенимая его опыт с помощью наблюдения за повседневной деятельностью наставника. Это помогает повысить квалификацию и увидеть все стороны управленческого процесса.
— Это уникальный проект, потому что директор открывается, он делает повседневные вещи, не меняя свой рабочий распорядок, а стажер видит всю кухню изнутри, — рассказал заместитель руководителя столичного Департамента образования Виктор Фертман. — Одну неделю стажер проводит в школе, вторую в департаменте рядом с руководителем одного из отделов, а третью — в одном из наших городских учреждений. В начале проекта курс длился две недели, теперь у нас в планах продлить его до трех недель: по одной неделе в месяц на протяжении трех месяцев.
Виктор Фертман объяснил, что к каждому стажеру приставляется наставник — один из директоров лучших школ Москвы. Основная цель программы — оперативное ознакомление заместителей директоров, которых рекомендовали на должность директора школы, с профессиональной деятельностью руководителя образовательной организации. Стажировка помогает будущему управленцу школы познакомиться с механизмами и инструментами управления школой.
По мнению председателя Ассоциации менторов Ларисы Поляковой, преимущество данного проекта в том, что стажировка осуществляется непосредственно на рабочем месте, позволяет увидеть те или иные ситуации с разных сторон.
Ректор Московского института открытого образования Алексей Рытов отметил, что главный эффект проекта в том, что стажер сразу же начинает понимать изнутри, в чем специфика работы московской школы. — Это новая форма повышения квалификации. Будущий руководитель оперативно входит в должность благодаря работе с результативным и опытным директором, — объяснил Алексей Рытов. — Стажеры проходят специальные тесты, проверяющие способность принимать управленческие решения и другие параметры. Те будущие директора, которые прошли эту стажировку в ходе проекта, по результатам тестирования смогли на 30% повысить управленческие компетенции, измеряемые этими психологическими тестами.
По мнению стажеров и директоров школ, являющихся менторами, новая программа Департамента образования — это способ обучения в форме погружения, когда на теоретический опыт накладываются практические примеры. Новый этап стажировок планируется начать 5 июня, они будет проходить практически каждую неделю.