Ремонт с удобством: реконструкция улиц принесет москвичам минимум проблем

«МК» узнал, как проходят работы по благоустройству города

Программа «Моя улица» продолжает потихоньку менять наш город. Ремонт уже начался на многих центральных улицах — Тверской, 1-й Тверской-Ямской, Болотной набережной, Лубянской и Старой площадях, рядом с парком «Зарядье». Раскроем секрет: некоторые из улиц преобразятся до неузнаваемости. Подробнее о ходе работ, архитектурных и археологических деталях проекта — в материале «МК».

«МК» узнал, как проходят работы по благоустройству города
Болотная набережная станет «Аллеей любви».

Каждая из столичных улиц после ремонта обретет свой неповторимый облик. Однако строительные работы везде идут по одним правилам: с минимальными неудобствами и обеспечением максимальной безопасности для пешеходов и автомобилистов. На ремонтируемых участках выставляют ограждения. Чтобы границы строительных площадок можно было заметить издалека, их обозначают сигнальными огнями. Рядом ставят предупреждающие дорожные знаки, а на дорогу наносят ярко-оранжевую разметку. Это позволяет водителям издалека замечать перекрытые участки и уберегает от аварий. Позаботились и о пешеходах: улицы оборудуют деревянными настилами с пандусами и спусками. По таким тротуарам можно будет без проблем подойти к остановкам, наземным переходам и входам в здания.

На всех участках, вошедших в программу благоустройства «Моя улица», воздушные провода спрячут в подземные трубы кабельной канализации. Тротуары расширят и вымостят гранитной плиткой, а на проезжей части проложат новый асфальт.

Самая романтичная улица города

24 мая ремонт по программе «Моя улица» стартовал на Болотной набережной (до улицы Серафимовича), в Лубочном переулке и на Болотной улице. Власти города постарались организовать работу так, чтобы она приносила минимум неудобств автомобилистам и пешеходам. Прежде всего, полностью перекрывать проезжую часть никто не станет: для машин все время будут доступны минимум две полосы дорог, а на ремонтируемых участках выставят ограждения.

Болотная набережная превратится в еще одну уютную прогулочную зону. Ведь действительно — это участок в центре Москвы, рядом с Кремлем, храмом Василия Блаженного, парком «Зарядье» и многими-многими достопримечательностями. Но сами улицы для пешеходных прогулок пока не приспособлены. После реконструкции тротуар на Болотной набережной расширится с 3–8 метров до 13–18, появятся смотровые площадки с видом на кремлевские башни. Естественно, установят более сотни скамеек: вся набережная станет единой прогулочной зоной.

А еще Болотная набережная станет самой романтичной улицей в городе: вдоль Водоотводного канала откроют «Аллею любви» со знаменитыми «деревьями любви», на которые молодожены вешают замочки на счастье. Уже сейчас на набережной установили 20 таких скульптур, к ним добавятся еще восемь (все «деревья» заботливо перенесут с Лужкова моста).

На близлежащей Болотной улице до 2,5–5 метров расширят тротуары и поставят лавочки, где можно будет в зелени отдохнуть от палящего солнца.

В Лубочном переулке появится небольшая городская площадь: после долгих прогулок здесь можно будет отдохнуть на скамейке под деревьями возле фонтана.

Информация для автомобилистов: после благоустройства на Болотной набережной появятся две полосы в сторону улицы Серафимовича, по 3,5 метра каждая. В переулке количество полос сократится с семи до шести. На этом же участке откроют три наземных пешеходных перехода. В Лубочном переулке появятся парковочные «карманы» для легковушек, а на Болотной набережной и Болотной улице, кроме того, предусмотрят парковку для туристических автобусов.

Свежий взгляд на Кремль

Преобразится и соседняя с Болотной улица Балчуг. Работы там начались еще 23 мая, но, как успели заметить и оценить автомобилисты, полностью перекрывать движение здесь не планировалось (возможны лишь временные ограничения на ремонтируемых участках). После ремонта число полос движения не изменится, а для стоянки оборудуют парковочные места.

Балчуг — улица, привлекательная скорее для пешеходов, чем для автомобилистов: с нее открывается прекрасный вид на собор Василия Блаженного и Кремль. Но тротуары там слишком узкие — особо не разгуляешься и не налюбуешься. К тому же на Балчуге нет летних веранд, где можно было бы с комфортом отдохнуть. Теперь эту ошибку исправят. Тротуары расширят до шести метров, что позволит открыть на них уличные кафе и в целом обустроить места для прогулок.

Зеленый театр в центре столицы

Ремонтные работы уже начались на Лубянской и Новой площадях. На Лубянке на проезжей части, напротив Центрального детского магазина, обустроят островки безопасности. На них установят новые светофоры. На время ремонта придется перекрыть одну из полос в сторону движения: огородят участок в 400 метров. После 10 июня работы закончатся, и движение будет полностью восстановлено.

Власти наконец решили, что делать с клумбой в центре площади, где раньше стоял памятник Феликсу Дзержинскому. После реконструкции там появится пешеходный островок, а осенью высадят деревья.

Кардинально преобразится Новая площадь. Рядом с Политехническим музеем появится Музейный парк, центром которого станет Зеленый амфитеатр. Как в аналогичном театре в парке Горького, там будут проходить лекции и концерты. От сквера у Соловецкого камня к Музейному парку протянется галерея. Она будет на четыре метра ниже тротуара и откроется на месте нижнего яруса Политехнического музея. Сам Музейный парк будет отделен от тротуара и проезжей части озелененной многоярусной подпорной стеной в четыре метра шириной.

Таким образом, новая пешеходная зона объединит строящийся парк «Зарядье», Никольскую и Мясницкую улицы, а также Маросейку и Покровку в один маршрут.

Виды на парк «Зарядье»

Не прекращаются работы в парке «Зарядье». Сейчас инженерные службы ремонтируют водопровод, газопровод и электросети и прокладывают новые коммуникации на четырех улицах, ведущих к парку: Китайгородском проезде, Варварке, Москворецкой улице и Москворецкой набережной. Это очень важно, потому что после открытия парка нагрузка на сети только возрастет. Для работ не будут полностью перекрывать проезжую часть, а лишь частично ограничат движение на крайних полосах дорог.

В Китайгородском проезде расширят тротуары и высадят деревья.

Ремонт коммуникаций завершится в июне, после чего там же начнутся работы по программе «Моя улица». Тротуары станут шире в среднем на три метра. Появятся видовые точки, с которых можно будет любоваться центром Москвы и парком «Зарядье». На самих улицах высадят деревья, отремонтируют фасады и установят новые удобные таблички с навигацией.

По новой, по Тверской-Ямской...

В ночь с 26 по 27 мая начался ремонт второго участка Тверской улицы — от Пушкинской до Триумфальной площади, на 1-й Тверской-Ямской, Волхонке, Пречистенке, Котельнической и Гончарной набережных, а также на площадках возле станций метро «Краснопресненская» и «Баррикадная».

Полностью перекрывать движение на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах будут лишь дважды — для создания перемычек в кабельной коммуникации. Такие подземные колодцы нужны, чтобы спрятать под землю провода. В остальные же дни улицы будут доступны для движения, но лишь частично. На первом этапе для транспорта выделят две полосы в обе стороны, на втором — по три.

Какой станет Тверская, можно понять по уже реконструированному в прошлом году первому участку улицы — от Моховой до Пушкинской площади. Тротуары расширят, но не за счет полос. Количество полос не изменится, но их ширину оптимизируют в соответствии со стандартами. Появятся уличная мебель и вновь высаженные липовые аллеи — прогулки по обновленной Тверской станут приятнее и удобнее.

История под слоем грунта

Реставрируя улицы, строители успели окунуться в историю: археологи нашли следы благоустройства многовековой давности. На Большой Лубянке обнаружили деревянную мостовую XVII–XVIII веков. Под толстым слоем грунта на глубине одного-двух метров находились деревянные бревна. А поверх них археологи увидели мощение булыжниками: это более поздняя мостовая XIX — начала XX века. Мелкие находки позволили подтвердить теорию исследователей: на этом месте было плотное движение. Археологи обнаружили конские подковы, обувные набойки — артефакты XVII–XIX веков, а также медные монеты, гвозди и керамику XVIII–XX веков.

Но большая часть находок датирована XIX веком. Объясняют это археологи просто: на Лубянской площади был фонтан, который привлекал людей — горожане приходили за питьевой водой, а ямщики останавливались, чтобы напоить лошадей. Подробнее об этом пишет Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»: «А до него Лубянская площадь заменяла собой и извозчичий двор: между домом Мосолова и фонтаном — биржа извозчичьих карет, между фонтаном и домом Шилова — биржа ломовых… (…) Извозчик, выйдя из трактира, черпает прямо из бассейна грязным ведром воду и поит лошадь, а вокруг бассейна — вереница водовозов с бочками. Подъезжают по восемь бочек сразу, становятся вокруг бассейна и ведерными черпаками на длинных ручках черпают из бассейна воду и наливают бочки, и вся площадь гудит ругательствами с раннего утра до поздней ночи…»

На Лубянской площади откроется сквер.

Находки ждали археологов и на Старой площади. Там в ходе работ нашли следы засыпанных рвов, относящихся к защитным сооружениям стены Китай-города.

Ров выкопали еще при строительстве Китайгородской стены, в XVI веке. Вместе они должны были помочь в защите Москвы от вторжения крымского хана Махмет-Гирея. Но до столицы хан не дошел. При Петре I стену дополнили бастионами, готовясь уже к вторжению шведского короля Карла XII. Как мы помним, король до Москвы также не добрался.

Рядом со рвом археологи обнаружили много фрагментов керамики, изразцов и медные монеты. Много шума наделали раскопки тайной комнаты, которая помогала защитникам Москвы XVI века подслушивать неприятеля по ту сторону стены.

Среди находок — клад монет, спрятанный в шахматной фигуре времен Ивана Грозного, которую нашли на Пречистенке, и остатки храмового некрополя, обнаруженные на Сретенке.

Археологический контроль ведут на всех строительных площадках «Моей улицы» с марта по сентябрь. Благодаря таким работам в предыдущие годы на объектах программы было обнаружено более тысячи артефактов и фрагментов исторических сооружений.

Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов отметил, что все артефакты еще предстоит описать и изучить: «В дальнейшем они могут быть переданы в фонды музеев и пополнить коллекцию выставки находок программы «Моя улица».

Увы, булыжную и деревянную мостовые оставить открытыми просто невозможно: по этим улицам снова должны бегать машины. Поэтому их опишут, нанесут на археологическую карту столицы, а потом снова засыплют грунтом. То же произойдет и с остатками оборонительного рва и бастионов. Глава Мосгорнаследия пояснил, что это естественный способ консервации находок, который позволит сохранить их для будущих исследований.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру