Каждая из столичных улиц после ремонта обретет свой неповторимый облик. Однако строительные работы везде идут по одним правилам: с минимальными неудобствами и обеспечением максимальной безопасности для пешеходов и автомобилистов. На ремонтируемых участках выставляют ограждения. Чтобы границы строительных площадок можно было заметить издалека, их обозначают сигнальными огнями. Рядом ставят предупреждающие дорожные знаки, а на дорогу наносят ярко-оранжевую разметку. Это позволяет водителям издалека замечать перекрытые участки и уберегает от аварий. Позаботились и о пешеходах: улицы оборудуют деревянными настилами с пандусами и спусками. По таким тротуарам можно будет без проблем подойти к остановкам, наземным переходам и входам в здания.
На всех участках, вошедших в программу благоустройства «Моя улица», воздушные провода спрячут в подземные трубы кабельной канализации. Тротуары расширят и вымостят гранитной плиткой, а на проезжей части проложат новый асфальт.
Самая романтичная улица города
24 мая ремонт по программе «Моя улица» стартовал на Болотной набережной (до улицы Серафимовича), в Лубочном переулке и на Болотной улице. Власти города постарались организовать работу так, чтобы она приносила минимум неудобств автомобилистам и пешеходам. Прежде всего, полностью перекрывать проезжую часть никто не станет: для машин все время будут доступны минимум две полосы дорог, а на ремонтируемых участках выставят ограждения.
Болотная набережная превратится в еще одну уютную прогулочную зону. Ведь действительно — это участок в центре Москвы, рядом с Кремлем, храмом Василия Блаженного, парком «Зарядье» и многими-многими достопримечательностями. Но сами улицы для пешеходных прогулок пока не приспособлены. После реконструкции тротуар на Болотной набережной расширится с 3–8 метров до 13–18, появятся смотровые площадки с видом на кремлевские башни. Естественно, установят более сотни скамеек: вся набережная станет единой прогулочной зоной.
А еще Болотная набережная станет самой романтичной улицей в городе: вдоль Водоотводного канала откроют «Аллею любви» со знаменитыми «деревьями любви», на которые молодожены вешают замочки на счастье. Уже сейчас на набережной установили 20 таких скульптур, к ним добавятся еще восемь (все «деревья» заботливо перенесут с Лужкова моста).
На близлежащей Болотной улице до 2,5–5 метров расширят тротуары и поставят лавочки, где можно будет в зелени отдохнуть от палящего солнца.
В Лубочном переулке появится небольшая городская площадь: после долгих прогулок здесь можно будет отдохнуть на скамейке под деревьями возле фонтана.
Информация для автомобилистов: после благоустройства на Болотной набережной появятся две полосы в сторону улицы Серафимовича, по 3,5 метра каждая. В переулке количество полос сократится с семи до шести. На этом же участке откроют три наземных пешеходных перехода. В Лубочном переулке появятся парковочные «карманы» для легковушек, а на Болотной набережной и Болотной улице, кроме того, предусмотрят парковку для туристических автобусов.
Свежий взгляд на Кремль
Преобразится и соседняя с Болотной улица Балчуг. Работы там начались еще 23 мая, но, как успели заметить и оценить автомобилисты, полностью перекрывать движение здесь не планировалось (возможны лишь временные ограничения на ремонтируемых участках). После ремонта число полос движения не изменится, а для стоянки оборудуют парковочные места.
Балчуг — улица, привлекательная скорее для пешеходов, чем для автомобилистов: с нее открывается прекрасный вид на собор Василия Блаженного и Кремль. Но тротуары там слишком узкие — особо не разгуляешься и не налюбуешься. К тому же на Балчуге нет летних веранд, где можно было бы с комфортом отдохнуть. Теперь эту ошибку исправят. Тротуары расширят до шести метров, что позволит открыть на них уличные кафе и в целом обустроить места для прогулок.
Зеленый театр в центре столицы
Ремонтные работы уже начались на Лубянской и Новой площадях. На Лубянке на проезжей части, напротив Центрального детского магазина, обустроят островки безопасности. На них установят новые светофоры. На время ремонта придется перекрыть одну из полос в сторону движения: огородят участок в 400 метров. После 10 июня работы закончатся, и движение будет полностью восстановлено.
Власти наконец решили, что делать с клумбой в центре площади, где раньше стоял памятник Феликсу Дзержинскому. После реконструкции там появится пешеходный островок, а осенью высадят деревья.
Кардинально преобразится Новая площадь. Рядом с Политехническим музеем появится Музейный парк, центром которого станет Зеленый амфитеатр. Как в аналогичном театре в парке Горького, там будут проходить лекции и концерты. От сквера у Соловецкого камня к Музейному парку протянется галерея. Она будет на четыре метра ниже тротуара и откроется на месте нижнего яруса Политехнического музея. Сам Музейный парк будет отделен от тротуара и проезжей части озелененной многоярусной подпорной стеной в четыре метра шириной.
Таким образом, новая пешеходная зона объединит строящийся парк «Зарядье», Никольскую и Мясницкую улицы, а также Маросейку и Покровку в один маршрут.
Виды на парк «Зарядье»
Не прекращаются работы в парке «Зарядье». Сейчас инженерные службы ремонтируют водопровод, газопровод и электросети и прокладывают новые коммуникации на четырех улицах, ведущих к парку: Китайгородском проезде, Варварке, Москворецкой улице и Москворецкой набережной. Это очень важно, потому что после открытия парка нагрузка на сети только возрастет. Для работ не будут полностью перекрывать проезжую часть, а лишь частично ограничат движение на крайних полосах дорог.
Ремонт коммуникаций завершится в июне, после чего там же начнутся работы по программе «Моя улица». Тротуары станут шире в среднем на три метра. Появятся видовые точки, с которых можно будет любоваться центром Москвы и парком «Зарядье». На самих улицах высадят деревья, отремонтируют фасады и установят новые удобные таблички с навигацией.
По новой, по Тверской-Ямской...
В ночь с 26 по 27 мая начался ремонт второго участка Тверской улицы — от Пушкинской до Триумфальной площади, на 1-й Тверской-Ямской, Волхонке, Пречистенке, Котельнической и Гончарной набережных, а также на площадках возле станций метро «Краснопресненская» и «Баррикадная».
Полностью перекрывать движение на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах будут лишь дважды — для создания перемычек в кабельной коммуникации. Такие подземные колодцы нужны, чтобы спрятать под землю провода. В остальные же дни улицы будут доступны для движения, но лишь частично. На первом этапе для транспорта выделят две полосы в обе стороны, на втором — по три.
Какой станет Тверская, можно понять по уже реконструированному в прошлом году первому участку улицы — от Моховой до Пушкинской площади. Тротуары расширят, но не за счет полос. Количество полос не изменится, но их ширину оптимизируют в соответствии со стандартами. Появятся уличная мебель и вновь высаженные липовые аллеи — прогулки по обновленной Тверской станут приятнее и удобнее.
История под слоем грунта
Реставрируя улицы, строители успели окунуться в историю: археологи нашли следы благоустройства многовековой давности. На Большой Лубянке обнаружили деревянную мостовую XVII–XVIII веков. Под толстым слоем грунта на глубине одного-двух метров находились деревянные бревна. А поверх них археологи увидели мощение булыжниками: это более поздняя мостовая XIX — начала XX века. Мелкие находки позволили подтвердить теорию исследователей: на этом месте было плотное движение. Археологи обнаружили конские подковы, обувные набойки — артефакты XVII–XIX веков, а также медные монеты, гвозди и керамику XVIII–XX веков.
Но большая часть находок датирована XIX веком. Объясняют это археологи просто: на Лубянской площади был фонтан, который привлекал людей — горожане приходили за питьевой водой, а ямщики останавливались, чтобы напоить лошадей. Подробнее об этом пишет Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»: «А до него Лубянская площадь заменяла собой и извозчичий двор: между домом Мосолова и фонтаном — биржа извозчичьих карет, между фонтаном и домом Шилова — биржа ломовых… (…) Извозчик, выйдя из трактира, черпает прямо из бассейна грязным ведром воду и поит лошадь, а вокруг бассейна — вереница водовозов с бочками. Подъезжают по восемь бочек сразу, становятся вокруг бассейна и ведерными черпаками на длинных ручках черпают из бассейна воду и наливают бочки, и вся площадь гудит ругательствами с раннего утра до поздней ночи…»
Находки ждали археологов и на Старой площади. Там в ходе работ нашли следы засыпанных рвов, относящихся к защитным сооружениям стены Китай-города.
Ров выкопали еще при строительстве Китайгородской стены, в XVI веке. Вместе они должны были помочь в защите Москвы от вторжения крымского хана Махмет-Гирея. Но до столицы хан не дошел. При Петре I стену дополнили бастионами, готовясь уже к вторжению шведского короля Карла XII. Как мы помним, король до Москвы также не добрался.
Рядом со рвом археологи обнаружили много фрагментов керамики, изразцов и медные монеты. Много шума наделали раскопки тайной комнаты, которая помогала защитникам Москвы XVI века подслушивать неприятеля по ту сторону стены.
Среди находок — клад монет, спрятанный в шахматной фигуре времен Ивана Грозного, которую нашли на Пречистенке, и остатки храмового некрополя, обнаруженные на Сретенке.
Археологический контроль ведут на всех строительных площадках «Моей улицы» с марта по сентябрь. Благодаря таким работам в предыдущие годы на объектах программы было обнаружено более тысячи артефактов и фрагментов исторических сооружений.
Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов отметил, что все артефакты еще предстоит описать и изучить: «В дальнейшем они могут быть переданы в фонды музеев и пополнить коллекцию выставки находок программы «Моя улица».
Увы, булыжную и деревянную мостовые оставить открытыми просто невозможно: по этим улицам снова должны бегать машины. Поэтому их опишут, нанесут на археологическую карту столицы, а потом снова засыплют грунтом. То же произойдет и с остатками оборонительного рва и бастионов. Глава Мосгорнаследия пояснил, что это естественный способ консервации находок, который позволит сохранить их для будущих исследований.