Крыши. Ветром в городе разрушило крыши 243 жилых зданий. На некоторых видео в Сети видно, как буря треплет железную кровлю дома, словно тонкий лист бумаги. Снесло даже часть крыши Сенатского дворца в Кремле.
— Крыши кроют по строительным нормам и правилам, но без расчета на старение ее элементов, — рассказал «МК» главный инженер одной из крупных строительных фирм Москвы. — Листовое железо крыши крепится гвоздями к деревянной обрешетке. Со временем под воздействием снеговой нагрузки, солнца деревянная обрешетка рассыхается, гвозди уже недостаточно плотно держатся в конструкции. И если не производить в должное время ремонт, то крышу вот так сдувает порывами ветра. Вторая причина — недобросовестная работа подрядчиков.
Как заверил эксперт, грамотно собранную кровлю порывами хоть в 22, хоть в 30 м/с не сдует.
Рекламные щиты. Как рассказали «МК» в столичном Департаменте СМИ и рекламы, существуют специальные регламенты, которым должны соответствовать рекламные конструкции, в том числе касающиеся безопасности.
— Пострадали конструкции малого формата. Это афиши, стенды, рекламные тумбы. Крупные конструкции устояли, выдержали нагрузки, — пояснили представители департамента.
По официальным данным, в городе зафиксировано 61 повреждение рекламных и информационных щитов. Кроме того, свидетели в социальных сетях выкладывают множество фотографий со снесенными ветром заборами и строительными оградами. Речь идет преимущественно о легких ограждениях из металлических листов.
— Все сугубо индивидуально, — объяснил «МК» Александр, сотрудник одной из столичных фирм по установке заборов. — Дело в том, что установка заборов в Москве обусловлена многими сложностями. Это касается грунта, в котором могут быть спрятаны коммуникации. Следовательно, глубоко копать нельзя, не получается укрепить столб должным образом. Иногда бетонирование противопоказано. Однако нужно понимать, что если это железный лист — значит, будет нагрузка в виде «паруса» от ветра, риск высок. При установке заборов в нашей гарантии прописано, что за повреждения в результате стихии мы ответственности не несем. Это невозможно предусмотреть.
Остановки. Одной из самых жутких трагедий московского урагана стала гибель мужчины под автобусной остановкой на Кировоградской улице. В Мосгортрансе «МК» рассказали, что остановка была установлена «в строгом соответствии с существующими нормами по размещению таких конструкций». Однако в фирме, производящей автобусные павильоны, объяснили — остановка на Кировоградской никак не была укреплена и нарушала все мыслимые способы установки.
— У остановочного павильона есть два варианта крепления, — рассказал «МК» эксперт. — Если основание железобетонное (которого там не было, судя по фотографиям), то под каждую стойку павильона делается пластина из металла 3–5 мм, по углам 4 отверстия, и каждая стойка крепится в плиту. Если же такого основания нет (судя по фото, именно такая ситуация), то копается яма 50–60 см, устанавливается арматура, на нее сверху приваривается пластина, заливается бетоном и засыпается землей, чтобы стойки были на уровне асфальта. Ставится павильон, и уже по местам крепления пластины сваркой привариваются к основанию, сверху декоративно заливается асфальтом. Но этот павильон просто утопили в асфальте — жесткого крепления с грунтом не было и в помине.
Эксперт пояснил, что грамотно установленный павильон, который держится в грунте своего рода бетонным якорем, унесет разве что торнадо. Какой порыв ветра выдержит наспех вкопанная остановка — рассчитать очень сложно. Узнать это можно разве что практически.
— К асфальту вообще ничего крепить нельзя — он толком не держит ничего. Но многие компании просто экономят на монтаже. Проще просто врыть его в асфальт, а не копать яму, варить, бетонировать... Нормальный монтаж будет стоить около 10–30 тысяч, в зависимости от павильона.
Однако, как рассказали в Мосгортрансе, на их балансе находится около 9 тысяч остановок в Москве. И каждая, по их словам, проходит регулярное санитарно-техническое обслуживание.
Компенсации. Ураган, поднявший в воздух довольно тяжелые конструкции, повредил и фасады жилых домов. Кто-то остался без окон. Смогут ли люди получить компенсацию за поврежденную недвижимость?
В Департаменте ЖКХ нам сказали, что выплаты компенсаций вне зоны их ответственности, и порекомендовали обратиться в мэрию или в префектуру.
В префектуре ЦАО ответили, что особого распоряжения мэрии по вопросу выплаты компенсаций пока нет, однако, если оно поступит, то власти непременно организуют выдачу денег.
Генеральный директор консультативных центров «Счастливые люди» Андрей ВАГАНОВ рассказал «МК», что в данном случае нужно понимать, что конкретно пострадало — личное имущество или коллективное. Если, например, у вас течет потолок, потому что сорвало крышу дома, то этим должны заниматься управляющие компании. Если же выбило стекло в квартире — то это уже личное имущество. Если квартира куплена, то все, что происходит в пределах ее периметра, — ваша собственность, и вы несете за это ответственность. То есть это вопрос страхования квартиры. Если квартира застрахована и ураган — страховой случай, то нужно отснять все последствия стихийного бедствия, написать заявление и обязательно взять справку у соответствующих инстанций о том, что это был именно ураган. Такие справки выдает обычно или МЧС, или Метеослужба.
Основной объем обращений в страховые компании связан с риском причинения вреда имуществу. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. В большинстве страховых программ — как имущественных (каско, страхование дома или квартиры), так и личных (жизнь, здоровье, несчастный случай) — риск ущерба от урагана включен в стандартное покрытие. В Москве уровень проникновения страхования жилья самый высокий по России — он составляет примерно 50%. «Граждане, застраховавшие жилье по данной страховой программе, имеют право на выплаты при причинении ущерба жилью в результате урагана. Таким ущербом могут быть, например, выбитые стекла в окнах или залив квартиры в результате повреждения кровли», — пояснил президент ВСС.
Цифра дня
1 млн руб. получат семьи погибших вследствие урагана 29 мая. Распоряжение о материальной помощи подписал мэр Москвы Сергей Собянин. В соответствии с документом компенсации будут выплачены также пострадавшим, госпитализированным в городские больницы: им полагается по 500 тысяч рублей. И тем, кому была оказана медицинская помощь в амбулаторных условиях, — 100 тысяч рублей. Кроме того, детям, проживающим в Москве, потерявшим в результате урагана одного из родителей, будут назначены ежемесячные дополнительные компенсационные выплаты по 13 тысяч рублей в месяц. Расходы на погребение погибших в черте города либо на опознание и транспортировку их для захоронения за пределами столицы также будут оплачены за счет средств городского бюджета.
В Подмосковье по распоряжению губернатора Андрея Воробьева семьям погибших будет оказана материальная помощь в размере 1 млн рублей и 500 тысяч рублей — пострадавшим.