Около ста человек из районов, не попавших в программу, собрались у кинотеатра «Сокольники». Алена Попова из Измайлова недоумевает: почему их решили не сносить?
— Я живу в старой хрущевке, — говорит девушка. — У нас большинство жильцов были рады, так как дом очень старый, но вчера посмотрели список — наш район исключили из группы.
В шоке жители Конькова, Ломоносовского района, Марфина и других, не попавших в программу. Андрей из Текстильщиков рассказал «МК», что он и его соседи чувствуют себя обманутыми. «Я уже зарегистрировался на «Активном гражданине», чтобы голосовать. А нас просто кинули, отняли надежду», — чуть не плача рассказал мужчина. Собравшиеся подписали петицию с требованием пересмотреть решение властей.
Вышли на улицу и жители центра столицы. В Замоскворечье и Басманном районе акции прошли около здания префектуры. Людмила Лихачева из дома 8 по Аптекарскому переулку рассказала, что в прошлом году у них начали делать капитальный ремонт: «Попробовали поменять трубы в туалете, у них ничего не получилось, потому что нужно было сносить перекрытия. Потом стали делать крышу, и по дому пошли трещины». Столетнее здание может сложиться как карточный домик, и расселить-то его не так сложно: всего шесть квартир. Митинговал и Тимирязевский район. Там во дворе дома по Астрадамской улице собрались около ста человек с просьбой к властям расширить список пятиэтажек.
— Эти квартиры когда-то получали наши родители, которых переселяли из барачных домов. Мы рады были новой программе, обходили квартиры, у нас 49 «за» из 60, из 11 только два человека воздержались, остальных мы не нашли, — сказала жительница дома по Астрадамской Надежда Носова.
Около ста человек вышли на митинги в Зюзине. Всего в районе больше 16 ветхих домов. Из 164 жителей там большинство выступает за снос. Жительница дома №53 по Болотниковской улице рассказала об ужасах жизни в своем доме.
— Тут коридорная система, у нас постоянно течет крыша, проблемы с отоплением — зимой очень холодно, плохое водоснабжение, на первом этаже запахи из подвала.
Почти пять тысяч сторонников программы собирались в Кузьминском парке. «Нет трущобам!», «За реновацию!» — под такими лозунгами москвичи добивались нормального жилья.
— У нас панельная 9-этажка, — рассказала жительница Кузьминок Любовь Рыбакова. — По дому проходит трещина, совместный санузел, ванна сидячая. Хотим, чтобы наш дом снесли как можно быстрее и дали новую квартиру в этом же районе.
Как видно, на митинги москвичи пришли по доброй воле: несмотря на политические интриги вокруг программы, они смогли оценить ее реальное значение. Люди порой жестко критиковали власть и были готовы на радикальные меры — перекрыть дороги и даже пикетировать управы, — если их мнение не будет услышано. При этом 14 мая в столице прошел митинг против сноса: на него вышли жители, которые по тем или иным причинам не хотят участвовать в программе.
— Митинги «за» понятны — люди логично хотят улучшить свои жилищные условия, — считает политолог Антон Хащенко. — Митинги «против»... Я готов понять собственников, которые переживают за свое жилье, особенно когда на первом этапе пошла информация по программе на фоне всяких фальшивок. Но митинг 14 мая я понять не могу: он лишен реальной повестки, потому что все вопросы, которые задавались и обсуждались, мэрией были сняты. Внесен пакет поправок, в которых говорится в том числе, что от участия в программе можно вообще отказаться. Я не знаю, сколько людей было на митинге «против», но думаю, что, когда все успокоится и мифы рассеются, все встанет на свои места.