29 апреля было ветрено. Прелесть водной прогулки это не нарушило: теплоход одной из фирм, катающих москвичей по реке, приближался к причалу рядом с Новоспасским мостом. Но пришвартоваться ему было не суждено: судно село на мель. Откуда в, казалось бы, полноводной Москве-реке мели?
— В воде всегда находятся взвеси ила и грязи, — пояснил «МК» редактор Красной книги Москвы, эксперт Московского городского общества защиты природы Борис Самойлов. — Они перемещаются вместе с течением и в какой-то момент в каком-то месте могут осесть. Этот процесс непредсказуем.
Течение, которое нанесло взвесь недалеко от причала, было очень сильным. И возникло оно не само по себе. Как пояснил «МК» юрисконсульт фирмы-владелицы теплохода, Канал им. Москвы произвел большой сброс воды: скорость течения значительно увеличилась, что вкупе с неслабым ветром и «вырастило» мель.
— Капитанов вовремя не проинформировали о том, что будет сброс, — сообщила юрист.
Воду в Москву-реку действительно сбросили. Как уверяют в Московской городской поисково-спасательной службе, это было плановое мероприятие.
— В течение недели в Москве шли дожди, — сообщил начальник службы Василий Марьян. — С Рублевской плотины была сброшена лишняя вода, поступившая в верхнюю часть реки.
Пока у «Павелецкой» снимали с мели, рядом с Воробьевыми горами беспечно прогуливающиеся горожане стали свидетелями настоящего потопа: Москва-река вышла из берегов. Обалдевшие москвичи фотографировали для истории ушедшие под воду лавочки. Как рассказывают очевидцы, затопило местную станцию спасения: дрейфовали туалеты, катера и будка спасателей... Довольны были только утки.
Виной произошедшему — тот же сброс воды. По официальным данным, уровень реки на Воробьевых горах в результате сброса со скоростью 430 кубометров в секунду вырос на 70 сантиметров. По данным нашего источника в Мосречфлоте, сбрасывали по 570 кубометров в секунду, а уровень вырос на 80 сантиметров. Для сравнения: объем одной цистерны, которую перевозят железнодорожные поезда, составляет около 50 кубометров. Получается, что плотина спускала примерно по 10 цистерн воды в секунду.
— Большой сброс был еще в воскресенье, — сообщает наш источник. — В результате поплыла вся навигация на реке, то есть в буквальном смысле уплыли все плавучие знаки, по которым ориентировались корабли. Для нас такой сброс стал неожиданностью — сейчас реку лихорадит аж до самого ее впадения в Оку (в районе Коломны).
Что касается случая с севшим на мель теплоходом, то наш собеседник объясняет: в районе моста корабли как раз разворачиваются, чтобы подойти к причалу. В результате судно из-за течения просто положило на мель. Теперь кораблям следует избегать опасного участка: спускаться ниже и поворачиваться уже там.
— В выходные из-за паводка теплоходы некоторых компаний не ходили в центре города, — рассказывает источник. — Ведь чем выше уровень воды, тем ниже мосты. Они банально боялись задеть Крымский мост.
Однако эксперты считают, что в этом сбросе нет ничего страшного. По мнению заместителя начальника Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах Владимира Артеменко, капризы Москвы-реки в этом году — просто стечение обстоятельств.
— Все дало о себе знать — и снежная зима, и выпавшие дожди, — считает специалист. — Страшного и экстраординарного здесь ничего нет, хотя последние три года и не было такого подъема.