15 февраля, в среду, на заседании Мосгордумы был единогласно принят законопроект, согласно которому вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Эти поправки касаются безопасности на транспорте — в частности, ужесточается ответственность за проезд в неположенных местах, например на крыше, на сцепках вагонов и т.д. Речь идет не только о железной дороге, но и о городских автобусах, трамваях и, конечно же, метро. Для Москвы и Петербурга штраф составит 3–4 тыс. рублей, а для регионов — 1–2,5 тыс. Повторное нарушение будет караться арестом на 15 суток или штрафом от 4 до 5 тыс. рублей для Петербурга и Москвы и от 3 до 4 тыс. для регионов. «Рецидивистов» поставят на учет в отделение полиции.
Авторы поправок считают, что количество желающих прокатиться вне салона автобусов, вагонов электричек и метро существенно снизится. Сами же зацеперы лишь посмеиваются.
— Мы как катались, так и будем кататься, — говорит экстремал Серж Петров. — У меня снаряжение стоит больше, чем штраф. Да и плюс нас знают работники полиции и железнодорожники. А вот для школьника это существенная сумма. Так что эта мера исключит только тех, кто как раз и создает опасные ситуации.
Статистика гибели подростков на железной дороге по Центральному федеральному округу неутешительная. В 2015 году — 45 человек (16 — со смертельным исходом), в 2016 году — 37 (9 — со смертельным исходом).
Сейчас подобное перемещение карается штрафом в размере от 100 до 500 рублей. Многие зацеперы считают эти деньги вполне приемлемой платой за собственную славу и возможность самоутвердиться. Ролики с проездом на крыше поездов, опусканием токоприемника и другими небезопасными развлечениями набирают тысячи просмотров в Интернете.
— Подросткам проще заплатить эти 100 рублей, но после собрать огромное количество просмотров своего селфи, — заявила на заседании депутат Мосгордумы редактор проекта Инна Святенко.
В 2016 году было заблокировано 65 групп в соцсетях, пропагандирующих зацепинг. Роскомнадзор признал это увлечение молодежи скрытой формой суицидального поведения.
— Я не согласен с тем, что зацепинг — это самоубийство, — говорит любитель острых ощущений Роман Громов. — Есть риск, а есть самоубийство. Это же все равно что всех альпинистов, бейсджамперов — в общем, тех, кто занимается экстремальными видами спорта, — приравнять к самоубийцам. Это неправильно. А вот с блокировкой групп сложнее. С одной стороны, в этих сообществах была куча полезной информации. Человек, который хотел прокатиться «на зацепе», мог зайти туда, прочитать технику безопасности, посмотреть обучающие видео.
— Еще в 1940–1950-х годах дети развлекались тем, что пытались проехать на общественном транспорте, зацепившись сзади, — рассказала «МК» после заседания Инна Святенко. — Но скоростной режим был совсем иной. Раньше поезда ходили со скоростью 25–30 километров в час, а сейчас просто воздушным потоком человека может сдуть с платформы. Все усугубилось, когда селфи и видео стали бизнесом. Работники транспортной полиции обратились в законодательные органы с просьбой создать механизм регулирования и ответственности за подобные нарушения. Мы изучили зарубежный опыт, и мои коллеги предлагали не просто накладывать штраф на зацепера, но и взимать с него сумму, равную нанесенному ущербу в полном объеме. Ведь пока этого зацепера снимут с крыши, поезда вынуждены простаивать, люди опаздывают на работу, задерживаются поставки… Возможно, мы в дальнейшем рассмотрим и такой вид наказания.
После внесения поправок проект будет отправлен на рассмотрение в Госдуму. Но депутаты МГД не сомневаются, что российские коллеги с ними согласятся.