Отношение москвичей к транспортной политике в городе уже давно стало однозначным, несмотря на успехи в развитии системы общественного транспорта. Одним из самых популярных предложений, звучавших на митинге вечером 15 декабря, было радикальное: «Выслать Ликсутова за 101-й километр МКАД!» — как асоциальный элемент в советское время. Тем временем нам предлагают хитрый путь решения парковочной проблемы — быть активными на выборах в муниципальные собрания в сентябре 2017 года: как минимум просто прийти и проголосовать, а в идеале — попробовать избраться самостоятельно. О том, как такая мера может помочь, «МК» рассказал действующий муниципальный депутат по району Аэропорт Антон Тарасов:
— Казус в том, что Департамент транспорта отказывается брать на себя ответственность за непопулярные меры, поэтому выставляет это как инициативу муниципальных депутатов.
Депутаты от правящей партии лоббируют это нововведение. Однако я, когда это было актуально в нашем районе, подавал заявление в прокуратуру — там постановили, что муниципальные депутаты не имеют права и полномочий согласовывать платные парковки. Получается палка о двух концах: мы не имеем права голосовать «за», но не имеем права и голосовать «против». Однако если мы в сентябре 2017 года выберем достаточное количество независимых и оппозиционно настроенных членов муниципальных собраний, то просто некому будет лоббировать плату за парковку до тех пор, пока Дептранс не возьмет на себя ответственность.
О похожих историях «МК» ранее рассказывали представители других районов: например, по словам депутата из Зюзина Константина Янкаускаса, когда платную парковку на Симферопольском бульваре (одной из главных транспортных артерий района) отказались поддержать на муниципальном совете, Дептранс в итоге снял вопрос с рассмотрения в принципе. Так же поступили жители района Отрадное: там, как рассказал «МК» депутат Михаил Вельмакин, вопрос расширения платной зоны отпал после того, как члены мунсобрания официально выступили против ввода тарифов за пределами ТТК.
Тем временем в некоторых районах жители только готовятся к проблемам, которые может принести плата за паркинг. Например, в Нагорном районе ЮАО активисты уже обратились в Департамент транспорта за разъяснениями: недавно там ввели одностороннее движение на Ялтинской улице (возле станции метро «Варшавская»). Эта мера привела к серьезным проблемам, поскольку именно на Ялтинской находятся сразу несколько центров социального притяжения: две поликлиники, загс, школа и детский сад. За возвращение двустороннего движения уже собрано около тысячи подписей, обращение передано в Дептранс; однако ответа люди так и не получили.
— Подъехать к нашей детской поликлинике можно еще по Артековской улице. Но там теперь пробки. Тем более там всегда не хватает парковочных карманов, нужно идти пешком — зимой, с ребенком… холодно! Мы опасаемся, что скоро там будем платно парковаться, — рассказала «МК» Светлана, живущая неподалеку.
Впрочем, официально все не так плохо: даже если парковка будет платной, местные всегда смогут оформить резидентное разрешение, успокаивают нас представители власти... Однако на практике москвичи, пытающиеся получить эту бумагу, становятся героями анекдотов. Печальных, увы. Так, житель дома 33, корпус 1, по Перовской улице Анатолий Богданов узнал недавно, что в столице появился новый вид парковок — «парковка безрезидентная».
Есть в Москве улица Лазо, небольшой отрезок которой ограничен Перовской улицей и Зеленым проспектом (район Перово). С 26 декабря стоянка на этом участке длиной в триста метров станет платной. Естественно, жители домов, непосредственно стоящих там, захотели получить резидентное разрешение. Оно, напомним, дает право за три тысячи в год парковаться бесплатно в своем районе с 20.00 до 8.00. Москвичи подали документы, но получили отказ.
Оказывается, согласно информации Департамента транспорта, получить резидентное разрешение могут «жители, чьи дома расположены на улицах или участке улицы, где организована платная городская парковка». А Богданов и его соседи могут расслабиться: их дом стоит на улице Лазо только фактически, а на самом деле он относится к соседней, Перовской улице. Поэтому ни фактически, ни юридически никто из жителей получить резидентное разрешение не может.
Пикантности этой истории добавляет тот факт, что на данном отрезке улицы Лазо домов нет вообще. Нет, физически они есть. Но здания 31, 31А, 33, к. 1, 35А относятся к улице Перовской, а 6, к. 2, и 8Б — к Зеленому проспекту. Дом 1 по самому злополучному переулку начинается много дальше, на участке, который не попал в зону платной парковки. Вот такой каприз градостроительства.
— Дело в том, что мой дом 33, корпус 1, на Перовской улице занимает как раз почти весь переулок по Лазо, — говорит Анатолий Богданов. — И нам отказали на основании того, что он не входит в зону платной парковки! Самое смешное, что никакого указателя, что это улица Лазо, просто нет. Нет ни одной вывески ни на одном доме!
По словам Богданова, жителям Перова злополучный переулок все-таки нужен. Там расположена парковочная площадка на 50 мест.
— Я живу в огромном доме, 12 этажей, 6 подъездов, — продолжает Анатолий. — А во дворе больше 20 машин не встанет. Где я должен оставлять свое авто? Тем более что по этой улице Лазо едва ли с десяток автомобилей в час проезжает, никаких пробок вообще не бывает. А там всегда стояли машины местных жителей, прямо под окнами. Они до сих пор там, снегом припорошены.
В Департаменте транспорта ответили «МК», что пока прорабатывают возможные решения этой ситуации.
Оказалось, что Анатолий Богданов не одинок в своей печали. Муниципальный депутат района Таганский Илья Свиридов рассказал «МК» о подобных коллизиях, но уже в центре Москвы.
— У нас есть дома с дробными номерами. Например, дом 33/25 по Таганской улице. По факту по Таганской улице это дом 33, а по соседней Большой Андроньевской — 25. И получается, что, когда вводят парковку на Большой Андроньевской, жители дома 33/25 не попадают в зону платной стоянки — у них в паспорте написана улица Таганская, хотя физически дом стоит на соседней Большой Андроньевской. И они исключены из числа тех, кто имеет право на получение резидентного разрешения.
По словам Свиридова, решить проблему можно было одним росчерком пера: принять закон о парковании.
— Сейчас все, что связано с парковочным пространством, регулируется только постановлением правительства Москвы и указами Дептранса, — говорит депутат. — Нет даже единого названия: в одних документах «парковки», в других — «парковочное место», в третьих — вообще «стоянка». Мы подготовили поправки, однако их не принимают.
Жителям, попавшим в подобные ситуации, не остается ничего, кроме как самим попросить ввести на своей улице платную парковку.
— Была просто анекдотическая ситуация: ввели платную парковку на улице Большие Каменщики. А один дом стоял углом, частично в Новоспасском переулке, но там стоянка была еще бесплатной. И жители возмутились — они же не могли получить резидентное разрешение. Тогда попросили ввести парковку в Новоспасском переулке. А в нем есть еще дома, которые, в свою очередь, числятся по улице Малые Каменщики. Ситуация повторяется. И уже жителям Малых Каменщиков ничего не остается, кроме как просить ввести платную парковку и у них. А на их улице, в свою очередь, стоят другие дома... Это просто цепная реакция.