«Психиатрической работы чрезвычайно много и вне стен психиатрических учреждений», — сказал когда-то Гиляровский. Теперь слова классика взяты на вооружение современными врачами. Поставлена цель: сократить среднее пребывание пациента в психиатрической больнице до 30 дней. Это лишь один из аспектов реформы психиатрической службы, которая продолжается в столице. 13 декабря комиссия Мосгордумы обсудила ее ход.
Как рассказала глава комиссии депутат Людмила Стебенкова, еще в 2005 году Россия подписала Европейскую декларацию по охране психического здоровья, главная задача которой — сделать более гуманной ситуацию с лечением этой особой категории больных. А это подразумевает и изменение общественного мнения, и внедрение новых методик лечения, которые позволяли бы пациентам проводить в больницах как можно меньше времени.
И все же, как отмечает директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов, сегодня объемы стационарной помощи больным психиатрического профиля в столице существенно (иногда в разы) превышают аналогичные показатели других стран. «То есть мы всех положили на койки — и они у нас лежат. Уровень госпитализации у нас на 82 процента выше, чем в Европе. 85 процентов затрат на оказание психиатрической помощи больным уходят в стационары, и лишь 15 процентов занимает амбулаторная помощь. Почему-то сейчас все говорят о койках, конкретных больницах — но мало кто говорит о проблеме системно. Однако Москва стала первым регионом страны, где проблему психиатрии в целом решают комплексно», — говорит Мелик-Гусейнов.
«В Москве уже несколько лет идет процесс усовершенствования психиатрической помощи населению, — рассказывает Стебенкова. — В рамках реформы произошло объединение больниц с психоневрологическими диспансерами. Кроме того, в нашем городе впервые введена практика лечения больных с пограничными состояниями в клиниках неврозов — а ведь раньше таких людей также госпитализировали».
Одна из главных задач столичной реформы — сокращение времени пребывания больных психиатрического профиля в стационарах. Как этого можно достичь?
Эксперты говорят, что этому существенно помогает внедрение новых методов лечения, стационарзамещающих технологий. Как рассказывает бывший главврач больницы Георгий Костюк, долгое пребывание пациентов в стационарах ведет к тому, что больные хуже адаптируются в социуме, отвыкают от дома.
За 30 дней в среднем достигается упорядочивание поведения. Однако это не означает, что пациента выписывают домой и ждут нового обострения. Его переводят под наблюдение в дневной стационар, которое длится в среднем 45 дней. Кроме того, ведется постоянный мониторинг таких пациентов в течение трех месяцев.
Конечно, признает доктор Костюк, некоторые пациенты нуждаются в круглосуточном лечении долгое время, иногда даже постоянно. Именно для таких и нужны интернаты, сеть которых город собирается расширять.
«Никто не собирается разрушать службу психиатрии в Москве, — подчеркнула Хавкина. — Наши действия сегодня направлены на то, чтобы приблизить помощь к пациенту, помочь ему адаптироваться, позволить пребывать с семьей. А на круглосуточные койки должны попадать лишь те, кто представляет угрозу для окружающих и себя. Остальные должны находиться в социуме, а не жить в больницах».