Для людей старшего поколения даже повторять не нужно: Россия и Куба — сестры навек! Молодые же лишний раз получили возможность вспомнить о том, что «Фидель — наш друг», еще за несколько недель до кончины кубинского революционного лидера: тема его отношений с СССР, визитов в Москву и Карибского кризиса была затронута в прогремевшем сериале «Таинственная страсть», посвященном жизни поэтов-шестидесятников.
Именно это, судя по всему, на слуху сейчас у горожан.
— Кто такой Кастро? Я видел, он в кино подарил Евтушенко пистолет, который не стрелял. Улица? Да пусть будет, ничего плохого. Уж точно не хуже 50-летия ВЛКСМ, — весело отзывается молодой мужчина, спешащий куда-то по улице Широкой.
Сквер между двумя безымянными пешими улочками (проектируемыми проездами №6204 и 6205) носит имя 50-летия ВЛКСМ. Действительно, определенная ирония в перспективе переименования есть: значит, никуда не деться жителям Северного Медведкова от бравых революционных топонимов…
— Зачем переименовывать? — возмущается пожилой человек, представившийся Дмитрием Степановичем; несмотря на мороз, он вышел за свежим хлебом. — У нас уже есть прекрасное название, в честь Ленинского комсомола, к которому мы все, кстати, принадлежали! Фиделя мы уважаем, скорбим по нему, но пускай его улицу делают где-нибудь за МКАД, там новых районов понастроили. А наш трогать не надо, мы привыкли, что тут сквер ВЛКСМ!
— А никому не кажется это странным? Сначала мы убирали почти все, что названо в честь Ленина. Теперь вместо собственного революционера хотим чужого? — разводит руками модно одетый молодой парнишка, студент-первокурсник. — Хотя, если маленькая улица, пускай… Да и не в центре… А кто такой Кастро — знаю, не переживайте. Учусь хорошо и новости читаю.
Впрочем, окончательное решение пока не принято: речь идет лишь о том, что глава района Северное Медведково предложил разместить на территории сквера имени 50-летия ВЛКСМ (кстати, не переименовывая его!) памятник кубинскому команданте и дать имя Кастро одному из безымянных пока проектируемых проездов. Однако никакой гарантии, что случится именно так, нет. Параллельно обсуждается вариант присвоения имени Фиделя Кастро какой-нибудь из улиц в Новой Москве — с таким предложением выступил глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Принимать решение будут сами москвичи совместно с депутатами Мосгордумы.
Как договорятся жители между собой — вопрос открытый.
— Ох, не знаю… С одной стороны, конечно, фигура. Наше поколение ведь выросло с этим! А с другой — ведь кубинские коммунисты тоже столько невинных людей расстреляли просто так… Сложно сказать. Только география вызывает вопросы: ведь площади Джавахарлала Неру и Индиры Ганди находятся на юго-западе Москвы; мне кажется, улица Фиделя Кастро тоже была бы уместнее там, — поделилась рассуждениями образованная женщина средних лет, представившаяся Евгенией.
Логика в ее словах определенно есть: действительно, Кубу никак нельзя отнести к северным государствам, а топонимы на карте Москвы подобраны по географическому принципу. Но, в конце концов, за окном XXI век — так что, может быть, команданте не так уж смутит соседство Дежнева и Шокальского? Да и не все жители района, наверное, столь придирчивы.
— Кто такой Кастро? Да что вы, ему это еще рано! — смеется женщина, ведущая из школы сына лет десяти. Мальчик сперва разводит руками, а потом спохватывается:
— Не, я знаю! Это дядька с бородой, на днях в Фейсбуке выкладывали фотку!
Что ж, знать в лицо — уже полдела. Дальше все на самом деле ограничено лишь нашей фантазией.
— Улицу переименовать? А чего ж так мелко? — вскидывает брови местная жительница, спешащая к автобусной остановке с двумя дочками-подростками. — Давайте сразу район переименуем! Народ же путается: Южное Медведково, Северное Медведково… Я так предлагаю: пусть одно будет просто Медведково, а второе — просто Фиделево. Почему нет?
Предложение, конечно, заманчивое. Главное — чтобы на слух не путать новое название с Фили–Давыдково, а ведь похоже…
Тем временем депутат Государственной думы от Медведковского одномандатного округа Денис Парфенов в беседе с корреспондентом «МК» пояснил: идея, бесспорно, хорошая, но при ее реализации нужно будет учитывать множество факторов, среди них — последнюю волю Фиделя Кастро.
— На мой взгляд, ситуация однозначна. Я сам ходил к посольству Кубы, когда Кастро скончался, и я видел, сколько там цветов, сколько там желающих отдать дань памяти команданте. Сейчас, когда легендарный революционер ушел, встает вопрос: как почтить его память здесь, в России? Топонимика — один из самых очевидных путей, равно как и установка памятника. Инициативу, с которой выступил глава управы района Северное Медведково, необходимо обсудить. Однако есть оговорки, среди них последняя воля Фиделя: он не был сторонником того, чтобы в его честь что-то называли или ставили памятник. Но я думаю, что можно сделать скидку на российские традиции и обсудить варианты — разумеется, чтобы все было органично, чтобы учли мнение жителей. Может быть, это будет и не Медведково, а другое место в Москве — например, одно из тех, где команданте бывал.