— Людмила Васильевна, мы знаем, что конкурс идет уже не один месяц, сроки его проведения продлевались. С чем это связано?
— Многие знают, что у нас во дворе Дома журналистов стоит памятник журналистам — участникам Великой Отечественной войны, скульптора Кербеля. Сидит такой Василий Теркин с записной книжкой. Сложность в том, что когда мы думали над памятником погибшим журналистам, то не хотели, чтобы это была фигура человека. Кого нам выбрать: то ли фотокора, то ли кинооператора, то ли пишущего журналиста, то ли радиожурналиста? Профессия слишком всеобъемлющая. Мы хотели, чтобы это был какой-то символ, который бы имел отношение ко всем цехам журналистики, а это очень сложно. Мы считаем, что это должен быть символ дани памяти всем погибшим, а вместе с тем — и нашей веры, что жизнь продолжается, и журналистика продолжает говорить свое веское слово, и следующие поколения будут продолжать трудиться в нашей профессии и продолжать дело погибших.
Пока из огромного количества проектов, представленных скульпторами, ни один нашей конкурсной комиссией не утвержден. После первого этапа мы выбрали шесть проектов, но мы просили авторов доработать их и хотели бы увидеть еще больше работ. Конкурс продлен до конца декабря 2016 года. В декабре мы надеемся увидеть доработанные и, возможно, новые работы других авторов.
— Условия конкурса — достаточно сложные... Кто же принял в нем участие?
— Надо сказать, что, наверное, ни один проект памятника не вызывал столько откликов и столько предложений, как наш. Я низко кланяюсь всем скульпторам, которые приняли участие в конкурсе. Весной в Центральном Доме архитектора мы показывали более 60 проектов. Все они очень интересные. Скульпторы, которые представили свои работы, — это люди уже с именами, их работы установлены в Москве, в России и за рубежом. Знаковых имен очень много. Тут и выпускники Суриковского училища, и мастерская Ильи Глазунова, и мастерская Александра Рукавишникова, и студия Грекова. Летом с помощью Союза скульпторов мы обратились к очень именитым скульпторам — таким, как Михаил Дронов, Виктор Корнеев и целый ряд других. Помимо Союза скульпторов мы обратись также в Союз дизайнеров. Мы считаем, что им близко и понятие символа, и у них тоже очень интересные работы. Союз дизайнеров представил свои работы в начале октября и еще представит 6 декабря.
— Напомните нашим читателям, где будет установлен памятник.
— Место очень знаковое. Это сквер между двумя станциями метро с одинаковым названием «Арбатская», на улице Воздвиженка. Место это всем москвичам дорого и знакомо. Сейчас уже готовы к установке закладной камень и бронзовая доска, которая гласит: «Здесь будет установлен памятник погибшим журналистам». Решается вопрос о сроках их установки.
— Как продвигаются дела со сбором денег?
— Когда выносилось постановление в Мосгордуме, было принято решение, что деньги мы собираем сами. В первую очередь мы обратились к нашим коллегам. И надо сказать, что незамедлительно на наш призыв откликнулись такие коллективы, как «Комсомольская правда», «Российская газета», «Вечерняя Москва», «КоммерсантЪ», «Парламентская газета», «АиФ», «Радио России», «Новая газета», телеканал «Звезда». Кроме этого, мы, конечно, обратились в коммерческие структуры, к олигархам. И надо отдать им должное и сказать огромное спасибо. В первую очередь перевел деньги благотворительный фонд «Сафмар» Михаила Гуцериева, а также благотворительный фонд Алишера Усманова и тюменский «Сургутнефтегаз». Откликнулись руководители двух партий — «Справедливой России» и КПРФ. И, разумеется, наши журналисты, даже наши ветераны, несмотря на то, что у них небольшая пенсия, переводят нам деньги. Но, конечно, есть и такие, кто ответил нам, что они не могут нам помочь. Это тем более обидно, что это такие серьезные фирмы, как «Роснефть», Сбербанк, возглавляемая Анатолием Чубайсом «Роснано». Я считаю, что эти структуры могли бы поддержать и наш проект и принять участие в строительстве памятника, который дорог всему народу.
— Какую сумму вы рассчитываете собрать?
— Мы советовались в Союзе скульпторов, в Союзе архитекторов, которые имеют опыт установки подобных памятников. Они называли сумму 15–20 млн рублей. Конечно, всех денег мы еще не собрали, но уже есть значительная сумма. Самая главная у нас сейчас забота — выбрать достойный проект.
— Планируете ли вы какие-то благотворительные мероприятия для сбора средств?
— Надо отдать должное «Московскому комсомольцу». С клубом «Гнездо глухаря» «МК» провел замечательный вечер, в котором участвовали и телевизионщики, и журналисты из печатных СМИ, и профессиональные артисты. Деньги от его проведения перечислили на сооружение памятника, на счет СЖМ.