В чем выиграют?
Не секрет, что даже при монополии в Москве агрегаторов, вытесняющих частников на окраину бизнеса, многие таксисты умудряются подрабатывать «на стороне». В городе работает такая схема: москвич, желающий поспать или не имеющий автомобиля, но имеющий деньги, договаривается с таксистом, чтобы тот возил его, к примеру, каждое утро на работу.
— В этом случае человек получает и гарантированное такси, и водителя, которого точно знает, — объясняет логику этой системы транспортный аналитик Петр Шкуматов. — Водитель каждое утро в 7–8 утра забирает клиента от дома и везет в нужную точку. В месяц такая услуга обходится где-то в 15 тысяч рублей в один конец. У некоторых таксистов по четыре таких клиента в день, в месяц выходит 60 тысяч. И это кроме работы в такси.
Кроме желания иметь «своего» водителя горожане руководствуются по утрам и другой причиной: заказать такси с утра архисложно. Агрегаторы вводят коэффициенты, увеличивающие стоимость поездки в два, а то и в три раза. Но это мало спасает. По словам таксистов, машин в начале дня не хватает категорически.
Легко представить ситуацию, которая сложится в городе после 2 декабря. Среднестатистический москвич, работающий в центре города, за удовольствие ездить на машине на работу и работать по 8 часов заплатит 1600 рублей в день. За 20 рабочих дней выйдет 32 тысячи — месячная зарплата части населения. И хотя таких заказов у водителей немного, всего 10% от общего числа, их количество может измениться.
— Безусловно, ряд таксистов имеет заработок подобного рода, — говорит председатель Межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов. — И не исключено, что с дальнейшим подорожанием и ужесточением тарифов такая схема получит массовый характер. Но с постоянными клиентами цены на поездки, скорее всего, слегка выше, ведь в этом случае водитель привязан к одному заказу и других заказов брать не может. Такая практика была раньше, в свое время у многих были постоянные клиенты. Но с приходом технологий и агрегаторов это ушло.
По словам таксиста с 15-летним стажем, председателя общественного движения «Форум такси» Олега Амосова, число утренних заказов в принципе может вырасти на 10–15%.
— Мы замечаем, что количество заказов из спальных районов увеличилось, оно стало на порядок выше. Уже сейчас плата за парковку в центре сравнима с ценой поездки откуда-нибудь из Марьина за 600–800 рублей. А при тарифе в 200 — тем более... Также это вызвано снижением цен на поездки. Если два человека едут из центра или в центр, то им проще заказать такси до подъезда, чем искать место для парковки. Но вряд ли это будет больше, чем 10–15% — именно на такую цифру выросло количество заказов всего за три года существования платной парковки в Москве.
При этом, по мнению экспертов, среди готовых шиковать на такси каждое утро окажется скорее не средний класс, а более обеспеченная прослойка общества. Остальные, видимо, либо решатся платить заоблачные суммы, либо найдут другую транспортную альтернативу. Но есть еще один вариант.
В Соединенных Штатах давно существует практика «carpool»: когда соседи по очереди подвозят друг друга на работу. Может, и бирюлевцам вместе с выхинцами задуматься о такой схеме: машин на дорогах меньше, и за парковку доходы станут меньше...
В чем проиграют?
Впрочем, не надо лезть к таксистам в карман и считать невиданную прибыль. Проблем с повышением тарифа у них станет не меньше, чем у автомобилистов.
— Уже сейчас таксисту в центре банально негде встать, — продолжает таксист Олег Амосов. — Но ладно, пока парковка стоит 40 рублей. Я иногда думаю, что бог с ними, встану. Зато у меня есть перерыв между заказами, я могу выпить чаю или подремать. Сейчас, при парковке в 200 рублей, а цене за минимальный заказ в 99, таксисты уже не смогут банально встать и отдохнуть.
По мнению водителя, «бомбилам» придется либо безостановочно кружить по центру в поисках заказа, что создаст еще большие пробки, либо сразу уезжать оттуда после высадки клиента, что лишает москвичей возможности взять машину «с бордюра».
— Да, в Дептрансе ответят: в центре же есть парковка для такси. Но она сделана неграмотно. Сейчас там 800 мест, но реально заняты только 200. Остальные в переулках, где ни театра, ничего нет. Как искать клиентов — непонятно. Для нормальной работы нужно в 3–4 раза мест больше, причем у точек притяжения — станций метро, например.