— Такое явление, как ледяной дождь, было всегда. И традиционные для нашего климатического пояса лесные породы деревьев — ель, сосна, береза, рябина — хорошо приспособились к подобным катаклизмам, — говорит эколог. — В основном пострадали деревья на лесных опушках или же в местах, где растет слишком густой лес. Если посадки сделаны грамотно, то на 80% они выдерживают и ураганы, и обледенение. В первую очередь страдают чужеродные для нашей местности породы. Например, клен американский. А нашим елкам и соснам ничего не будет — оттают и будут расти дальше.
— Но многие дачники на севере и западе Подмосковья в шоке от увиденного на своих приусадебных участках: часть деревьев повалена, часть стоит как будто отлитая в хрустале. Такая же картина и в лесу.
— Если дерево имеет механические повреждения, тут ничем не поможешь. Придется спилить. А если дерево только покрыто ледяной коркой, то паниковать не нужно: наступит оттепель — и все придет в норму.
— Лесопатологи говорят, что одной из причин активизации жука-короеда стал ледяной дождь, случившийся в 2010 году после летней засухи. Все повторяется вновь?
— В этом году летней засухи не было, деревья не ослаблены, как это было 6 лет назад, поэтому такой угрозы для них сейчас нет. Хотя, конечно, любые масштабные климатические потрясения — засуха, ураганы, обледенение — ослабляют хвойные и способствуют распространению там жука-типографа.
— Можно ли подготовиться к подобным катастрофам, как защитить деревья?
— Прежде всего нужно грамотно заниматься лесовосстановлением, делая ставку на наши, отечественные породы деревьев. К сожалению, многие чиновники сейчас слишком увлекаются всем заграничным. Нужно обязательно вместо поломанных деревьев посадить наши, родные березки и рябинки.
В Комитете Лесного хозяйства Московской области «МК» сообщили, что лесопатологи выехали в районы, наиболее пострадавшие от ледяного дождя, для того чтобы определить масштаб ущерба.
Между тем
В Дмитровском, Клинском, Солнечногорском, Наро-Фоминском, Мытищинском и Талдомском районах жителям впору возвращаться к лучинам, свечам и керосинкам. Их деревни и поселки погрузились во мрак. Хотя чиновники рапортуют, что все прекрасно. Но нам к этому не привыкать.
— По информации МОЭСК, все подстанции к утру понедельника приведены в рабочий режим. Энергоснабжение, прерванное в результате снегопада и ледяного дождя, восстановлено, — прокомментировали нам ситуацию на «горячей линии» МЧС. — Однако жалобы из отдельных поселений почему-то продолжают поступать.
Несмотря на налаженную работу подстанций, сотни людей продолжают сидеть без света, так как бригады МОЭСК не успевают восстановить оборванные провода. «Бригад меньше, чем обрывов», — деликатно пояснили нам в МОЭСК. Остальные телефоны молчат. Вы не дозвонитесь до оперативного дежурного Министерства энергетики Московской области и услышите только звук факса во Временных информационных центрах пострадавших районов.
— А мы дозвонились до Мосэнерго! — похвастался житель деревни Степаньково Мытищинского района. — Там нам сообщили, что по нашему району поломка не устранена и света не будет еще двое суток.