— Движение автобусов №Т67 по трассе троллейбусного маршрута №67 «Каширское шоссе, 148, — Автозаводский мост» организовано в связи с вынужденным прекращением эксплуатации девяти троллейбусов модификации ВМЗ-5298, курсировавших по данному маршруту, — объяснили «МК» в пресс-службе Мосгортранса. — Причиной стало обнаружение технического дефекта на подвижном составе данной модификации. В целях обеспечения безопасности пассажиров вся партия троллейбусов этой модификации тщательно проверяется специалистами предприятия.
Кроме того, в Мосгортрансе уточнили, что сейчас маршрут №Т67 обслуживают современные низкопольные автобусы 2016 года выпуска: «Подобная временная мера не оказала влияния на удобство пассажиров: частота следования транспорта по данному маршруту не изменилась». При этом нас заверили, что по мере обновления парка троллейбусы №67 вернутся на маршрут.
За довольно расплывчатой формулировкой о техническом дефекте, по мнению опрошенных «МК» экспертов, скрывается вполне конкретное явление — старение московских троллейбусов.
— Можно сказать, что то общественное волнение из-за троллейбусов, которое возникло весной, способствовало некоторому пересмотру отношения к этому виду транспорта, — говорит начальник Центра независимых комплексных транспортных исследований ИУИТ Алексей Колин. — В частности, было отменено решение о ликвидации троллейбусного движения на Садовом кольце. Однако в целом кардинально ситуация не улучшилась. В настоящее время существует дефицит троллейбусов. Те маршруты троллейбусов, которые были временно выключены на Садовом кольце (речь идет о маршрутах «Б», 3, 47, 39, 79), даже не удастся быстро возобновить: на их возвращение тривиально не хватит машин. Та же история и с маршрутом 67, который обслуживается Нагатинской площадкой 8-го троллейбусного парка: из-за дефицита там просто не хватает машин. При этом линию на проспекте Андропова не закрывают, а просто меняют троллейбусы на автобусы.
На данный момент, по данным Алексея Колина, Мосгортранс располагает около 1500 троллейбусами. При этом далеко не все из них находятся в рабочем состоянии.
— Срок службы троллейбусов — около 10 лет, — объясняет бывший начальник отдела электрооборудования Мосгортранса Виталий Люлько. — Сейчас в городе ходят свыше 500 троллейбусов, у которых срок службы уже 11–12 лет, то есть выше нормы. Конечно, можно проводить восстановительные работы, делать капитальный ремонт машины... Не скажу, что такие троллейбусы эксплуатировать небезопасно. Но нежелательно — это точно.
Пенсионный возраст столичных «рогатых» объясняется очень просто: их нечем заменить. Дефицит троллейбусов вызван несколькими факторами: их не закупают и их негде закупать.
— В Мосгортрансе троллейбус попросту считают неэффективным видом транспорта. Поэтому не решается вопрос с обновлением подвижного состава: на протяжении последних трех лет покупались только автобусы и трамваи. Соответственно, резко вырос уровень износа машин, — отмечает Алексей Колин.
На круглом столе в Высшей школе экономики весной этого года глава Мосгортранса Евгений Михайлов заявил, что ведомство заказало 12 машин с увеличенным автономным ходом, способных пересекать центр города без контактной сети. «Он оснащен батареей, которая подзаряжается в тех местах, где контактная сеть есть. Компания-изготовитель должна начать поставку в сентябре», — отмечал гендиректор ведомства. Один такой экземпляр действительно появился на улицах города 15 октября на маршруте от Лубянки до проспекта Буденного. Но на Тверской, вопреки общению властей, продолжают ездить автобусы.
Кроме того, Мосгортранс вспомнил о Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе СВАРЗ, который поставлял мелкие партии «рогатых» в Крым и Краснодар.
— Речь идет о том, чтобы для выпуска новых машин использовать СВАРЗ (вместе с МАЗом). Правда, у столичного предприятия небольшие производственные мощности, которые не позволят полностью покрыть дефицит, — пояснил Колин.
В начале ноября стало известно, что на этом заводе восемь автобусов МАЗ-203 переоборудуют в троллейбусы с возможностью автономного хода. Плюс к этому Мосгортранс планирует закупить еще 20 обычных низкопольных троллейбусов. Остальные поставщики, по мнению экспертов, просто развалились. Итого Москва обогатится на целых 28 машин.
— Для полноценной работы текущей маршрутной сети нужно около 1700–2000 машин, — продолжает транспортный эксперт. — Если говорить об идеальном случае, когда всю троллейбусную инфраструктуру города можно было бы использовать по максимуму (в том числе используя контактно-аккумуляторные троллейбусы с автономным ходом), то, по моей оценке, для этого нужно более 3 тысяч таких машин. Зато эти троллейбусы смогут заменить до 30–40% автобусных маршрутов: не секрет, что многие маршруты автобусов дублируют троллейбусные на протяжении 80–90% пути.
В каком же составе троллейбусы Москвы встретят зиму?
— Как я узнал в Мосгортрансе, троллейбусы на Садовую скоро все-таки вернутся, — говорит Виталий Люлько. — При этом есть неприятная тенденция: стали объединять троллейбусные и автобусные депо. Соединили 3-й, 6-й, 7-й автобусные парки с 6-м троллейбусным, 4-й со 2-м. Почему так делают? Не знаю... Может, нет денег: одному директору надо меньше платить, чем четырем.
По мнению экспертов, если в городе не будут закупать новый подвижной состав, то троллейбусу останется не так много времени.
— Мы подходим к очень опасной черте: в парке Мосгортранса увеличивается доля машин, срок службы которых подходит к концу. И если за год-два ничего не сделать, не предусмотреть программу по покупке нового подвижного состава, то дефицит будет только увеличиваться, и будущее троллейбуса будет под большой угрозой, — предсказывает Алексей Колин.
Эксперты издания «TR.ru — Транспорт в России» обрисовывают еще более мрачное будущее в конкретных цифрах. «Количество столичных троллейбусов к 2020 года имеет все шансы сократиться до тысячи или вообще стать трехзначным, уменьшившись в полтора раза. Фантастический сценарий, по которому все существующие низкопольные машины остались бы в строю к 2020 году — своими силами, либо пройдя через капремонт на СВАРЗе, с натяжкой даст инвентарь «рогатых» в 1050 единиц», — предрекают аналитики. При этом с поправкой на реальность — ремонт, возгорания машин, ДТП — в строю останется еще меньше машин.