Хлюпая сапогами по мокрому снегу и тут же поскальзываясь на ледяном тротуаре, москвичи пробегают мимо бригады уборщиков в ярких костюмах. Трактор с огромным совком скучает без дела. Двое мужчин сосредоточенно посыпают нерасчищенный тротуар на улице 1905 года реагентами.
— Машины у нас нет, чтоб тут снег вывезти, — говорит молодой парень, представившийся Павлом. — Хрен знает, почему нет...
Павел и товарищи трудились всю ночь: десять часов расчищали Краснопресненскую набережную. Утром немного поспали и снова на службу — спасать центр города. Правда, дворниками в классическом смысле этого слова их не назовешь: лопатами ребята не орудуют, всю тяжелую работу за них делает трактор. За ним уже идут коммунальщики, щедрой рукой рассыпая реагенты. Но пара лопат у работяг все-таки оказалась: поддавшись моему желанию почувствовать себя суперменом, спасающим город, Павел одну лопату вручил мне, другую взял сам.
— Перчатки бы надела, что ж ты так, — поучает меня дворник. — Чего там уметь? Берешь лопату и работаешь. Одна рука устала — перекладываешь в другую.
На словах просто, а на деле лопата предательски задевает асфальт при каждом заходе: легких и воздушных движений не получается. Да еще и руки мерзнут от холодной деревянной рукоятки... «Да как ты делаешь-то? Надо не упираться лопатой в землю, а поддевать снег, тогда пойдет как по маслу» — совет оказался дельным, работа пошла. Но пошла ненадолго: захватить лопатой сразу большой сугроб не получается чисто физически. Очень уж тяжело. Тогда Павел подсказывает еще: надо брать снега понемногу, тогда сил потратишь меньше. Таким макаром мы с «учителем» расчистили кусочек метр на метр. А руки уже устали, а спина уже ноет, да так, что не разогнуться...
— Это еще хорошо, что снег сухой, мокрый сгребать намного тяжелее, — поясняет коммунальщик. — Сейчас мы эту улицу реагентами засыплем, все растает, вечером машина приедет еще чистить. Просто лопатой орудовать нереально. Нас в бригаде-то всего три человека, о чем ты? До следующего утра бы чистили, а мы и так с ночи возимся.
Настоящие, привычные москвичам дворники работают во дворах. На детской площадке по улице Костикова идиллия: мама с ребенком возятся в снегу, два парня из солнечных южных стран не торопясь чистят тротуар и дорогу. У одного в руках большая лопата с двумя ручками — практически мини-ковш от экскаватора.
— На нее надо всем телом навалиться. Навалился, и тащи ее до самой клумбы, — показывает парень, и за ним остается расчищенная от снега дорожка. — Если силу не прикладывать, то снег остается. Что убирался, что нет.
Его коллеге досталась обычная лопата. Дворник Куба устроился на работу недавно, но уже познал все прелести профессии: смена началась у него сегодня в 4.30 утра.
— Да, без перерыва, — то ли лукавит, то ли хвастается мужчина, хотя уже два часа дня. — Сначала убираю около подъезда, потом уже тротуар, потом дорогу. Весь снег сгребаем на газоны. Да что там уметь? Берешь лопату — и вперед. Понемногу снега загребаю и бросаю.
Мужчина устраивает показательные выступления: берет лопату и короткими резкими движениями начинает расчищать дорожки. Эконом-фитнес: пару раз махнешь лопатой, и мышцы рук и спины накачаются, как после тренировки.
Такая оздоровительная физкультура доступна не всем дворникам. На улице Анатолия Живова жужжит компактная снегоуборочная машина: снег из-под нее летит фонтаном.
— Легче ли мне? — удивляется дворник —молдованин, судя по акценту. — А ты как думаешь — с утра работать? Но такую машину не всем выдают, только самым умным...
Последние слова мужчины утонули в гуле мотора. Дворник, управляя техникой, поехал дальше бороться со снегом. Правда, расчищенная дорожка оборвалась через 10 метров, а сам дворник куда-то исчез. Видимо, все-таки устал.
Расслабляться столичным коммунальщикам еще рано: в пятницу, 11 ноября, погода снова сменит плюс на минус, а дождь на снег.