К счастью, усадьба оказались вовсе даже не руинами. Более того, на первый взгляд дом, расположенный по адресу: Волоколамское шоссе, 52, кажется вполне пристойным. На вид — настоящий средневековый замок. Принадлежность определенной эпохе, впрочем, неспециалисту будет определить очень сложно. Островерхие башенки, переходы, галереи, между двух построек из красного кирпича примостился небольшой белый дом с перекошенными дверями и рамами и криво забитыми окнами. Вокруг дома кружит стая беспризорных собак, а в небольшом холме по соседству виднеется нора, в которой, похоже, они все и живут. Сначала нам показалось, что проникнуть внутрь не получится, однако, обойдя дом вокруг, мы обнаружили пустой дверной проем, небрежно прикрытый досками. Прямо за дверями нас встретила груда огромных камней, осколки стекла и почему-то вполне современные зеркала. На полу валяется потерянный кем-то нательный образок.
Вдруг сверху послышался не то шорох, не то шаги, и из-за угла, недобро порыкивая, выглянула здоровенная псина.
— Тихо, Дина. Не шуми, — сказали из темного коридора.
Нашего нового знакомца и теперь проводника звали Олег. В усадьбе он живет три года. В свою каморку в другой части дома он нас не пригласил, однако по усадьбе провел, заботливо предупреждая о дырах в полу и кучках, в которые можно было кое-где вляпаться. И тем не менее вся усадьба по большей части не так уж и замусорена. Налицо явные следы когда-то проводимого здесь ремонта — разобранный пол в одном из залов, вполне современный, но не подключенный унитаз, огромная труба воздуховода, приготовленная к монтажу. На огромной прекрасно сохранившейся мраморной лестнице следы пыли больше напоминают строительный мусор. Здесь есть и очищенная от поздних наслоений настенная роспись. Синий зал, розовый, бежевый... В двух отлично сохранившихся каминах из темно-зеленого камня лежит свежая зола, на каминных полках стоят огарки свечей.
— Камины работают прекрасно, — рассказывает Олег. — Тут все ремонт то начинали, да все забросили. Сейчас сюда кто только не ходит. Художники бывают всякие.
Следы пребывания «художников» — граффити и стихотворные строки.
— А вот тут любят кино снимать, — гордо показывает нам Олег первый этаж, — низкий огромный сводчатый зал из кирпича, разительно отличающийся от верхних парадных залов.
Да, в доме есть и проломанные полы, и облупившиеся потолки, но в целом до руин этому крепкому старику еще очень-очень далеко. И тем более было бы обидно потерять роскошный особняк, который можно восстановить, вложив в него не такие уж огромные деньги.
Усадьба «Покровское» («Глебово-Стрешнево») XVIII–XIX веков постройки входит в реестр объектов культурного наследия и, как рассказал в своей статье активист «Архнадзора» Андрей Потапенко, не раз переходила из рук в руки, хотя это и противоречит нормам охранного законодательства. В 2013-м усадьба была передана в оперативное управление Высшей школе экономики. «В 2012–2013 годах усадьба подверглась наплыву посторонних. Федеральный памятник использовался даже как полигон для массовых игр вроде лазертага, что нанесло усадьбе значительный ущерб. Через дыры в ограде на территорию проникала масса посторонних, включая бомжей, оккупировавших угловую башню и оранжерею, в 1990-е годы полностью отреставрированную и сданную буквально «под ключ», а сегодня загаженную и превратившуюся в клоаку для бродяг», — пишет Потапенко.
В июне 2016-го ВШЭ предала усадьбу Москве, что, впрочем, пока не изменило положение вещей в лучшую сторону. В ответе на наш запрос по поводу судьбы усадьбы Департамент культурного наследия Москвы подчеркнул, что сам дом и здание оранжереи уже переданы в собственность Москвы, вскоре из федеральной собственности в городскую должна быть передана и ограда усадьбы с парадным въездом. Когда будет окончательно решен вопрос собственности и определен пользователь объекта, между ним и Департаментом культурного наследия города Москвы будут заключены охранные обязательства, а также будет определен перечень необходимых работ и срок их выполнения. Контроль за выполнением будет осуществлять Департамент культурного наследия города Москвы. Хотелось бы, чтобы все это произошло поскорее. Такими памятниками просто так не разбрасываются. И не хотелось бы лишиться усадьбы из-за случайного пожара. Просто потому, что до нее не дошли руки.