— Салават Александрович, расскажите, готов ли памятник князю Владимиру к перевозке на Боровицкую площадь?
— Да, в пятницу завершилась его подготовка к перевозке. Он уже частично уложен в низкорамный трейлер и в субботу начнет свое движение к стройплощадке. Повезут его из мастерской в Химках уже вечером: перемещение такого негабаритного груза всегда происходит медленно, машина не может ехать с большой скоростью из-за транспортных узлов на дорогах, поворотов, светофоров, которые надо учитывать… Поэтому выбран вечер нерабочего дня — самое благоприятное время, когда нет пробок. В зависимости от состояния на дорогах трейлер может выехать и в шесть часов, и в восемь часов вечера.
— Я знаю, что памятник повезут по частям: отдельно — фигуру самого князя, отдельно — его руку и крест. Почему решили разделить скульптуру?
— Дело в том, что габариты автомобиля и габариты дорог, в том числе высота мостов, диктуют некоторые ограничения. И обычно памятники такого размера членятся на большое количество кусков. Если, к примеру, перевозят многофигурные памятники, то каждую фигуру везут отдельно. Но уже сейчас частично на месте доставлены и смонтированы некоторые элементы комплекса: рельефы с изображением крещения князя, крещения Руси и рельеф, где Владимир изображен на коне правителем и строителем государства.
— Расскажите, как монумент будут монтировать уже на Боровицкой площади.
— Будет использован самый обычный монтажный способ: подъем деталей краном, укрепление накладных деталей, сварка каркаса внутри монтируемых элементов. Монтировать могут и три дня, и четыре, и больше, если понадобится, например, зачистка сварных швов. Но понаблюдать за ней москвичи не смогут: как и любая стройка, монумент будет огорожен лесами. Москвичи увидят его только в день открытия, когда с памятника по традиции сбросят покрывало.
— Что для вас было самым сложным в работе над монументом?
— Вся работа была достаточно сложной, потому что тема очень значима с исторической точки зрения, а сам памятник важен как объект архитектуры. Если готовить о самом процессе его создания, то мы отливали его максимально большими элементами. Потом сами литейные элементы высотой около двух метров собирались в статую. Получилась сама фигура Владимира ростом 12 метров, высота вместе с крестом и поднятой рукой — порядка 17 метров, высота постамента около 2,5 метра. Итого все вместе имеет «рост» до 20 метров. Но изначально работа проводилась не художниками и скульпторами: ставилась задача вспомнить свою историю, забытые этапы. Потому что нам 70 лет рассказывали, что все произошло от Маркса и Энгельса.
— Вокруг самого памятника и места его установки кипели нешуточные страсти...
— Я считаю, что это вполне закономерный процесс. Но он не касается памятника конкретно: левая у него нога впереди или правая. Происходящее — это портрет нашего времени. Есть люди, которые поддерживают установку памятника, есть те, которые категорически против. Это нормально, что есть разные мнения. В конце концов, у нас в стране — свобода слова и демократия. Мы являемся частью исторических процессов и как раз наблюдаем энергичный поворот нашей истории, нашего самоощущения и самосознания. Происходит даже не шекспировская, не гомеровская драма, а драма в масштабах миллионов людей. То, что памятник появился именно сейчас, большое и важное дело — мы все увидели друг друга. И я не вижу других альтернатив в роли культурного отца-основателя нашей страны.
— Что лично для вас значит памятник князю Владимиру?
- Я воспитывался в советское время, но моя бабушка, которая меня плотно воспитывала, — дочь священника, она училась до революции. У нее были свои патриотичные взгляды, но не в советском смысле: она не была членом партии, она была учителем математики. И мне очень многое через нее перешло.
Князь Владимир — духовный основатель нашей страны, которая существует тысячелетиями и прошла через труднейшие испытания. Что эта история изменила в моей жизни? Я укрепился в вере.
В семь лет я впервые взял в руки глину, когда бабушка отвела меня во Дворец пионеров. Мой дед был скульптором, он учился у скульптора Волнухина, автора памятника первопечатнику Ивану Федорову. И для меня как для скульптора это большое профессиональное событие. Могу сказать, что меня в целом интересует то, что называется великой русской культурой, — писатели, философы, русские святые, крупные исторические фигуры, в том числе Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов…
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Директор Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры России Владимир Цветнов:
— Вокруг установки памятника князю Владимиру ходило много споров. Но я считаю, что в вопросах о вещах такого уровня просто нельзя опираться на мнение одной или другой стороны. У нас есть структурные организации, которые отвечают за установку подобных памятников, — Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме. То, что кому-то нравится, а кому-то нет, — стандартная вещь. Эта площадка с точки зрения градостроительства должна быть заполнена, и, с моей точки зрения, идеологически место выбрано верно. Я не берусь судить с точки зрения архитектуры — хорошо это или плохо, правильно или нет.
Станет ли Боровицкая площадь после установки памятника своеобразной точкой притяжения — вопрос спорный. Это зависит от многих факторов. Скажем, если власти сделают эту зону проходной, уберут существующую там стоянку и откроют проход с Моховой — то да, москвичи потянутся к этому месту.