Борьба против слияния МАДИ перешла в уголовную плоскость

На несогласных профессоров заводят дела

Одно из самых скандальных решений бывшего министра образования Ливанова — так называемое слияние вузов, которое в народе уже прозвали сливанием. Министр уже другой, а процесс реорганизации знаменитых и старейших вузов России, начатый еще Ливановым, продолжается. Бунтуют преподаватели, пишут петиции студенты, митингует вузовская общественность. Однако это мало помогает, многих известных и старейших вузов уже нет.

На несогласных профессоров заводят дела
Такое объявление висит на всех проходных МАДИ.

МАДИ в этом смысле повезло, процесс его реорганизации начался позже всех — в ноябре 2015 года. Вот уже год идет жесткая борьба между пришедшим по указке Ливанова новым руководством вуза и старым, проверенным годами преподавательским составом. Пока выигрывают «новенькие». За первый месяц учебы в МАДИ уволили или исключили из состава ученого совета восемь профессоров. А на некоторых из них завели уголовные дела.

— Я узнал о том, что против меня возбуждено уголовное дело, из газет, — разводит руками теперь уже бывший завкафедрой, профессор Александр Сова. — Я вообще не понимаю, в чем именно меня обвиняют. В СМИ говорится о каких-то подлогах документов, необходимых для выезда за границу. За границей я был три — в 2011, 2012 и 2015‑м выезжал на практику со студентами в Казахстан, на Байконур по приказу ректора.

Других коллег Совы привлекают к уголовной ответственности по другим статьям. Однако так же, как и Александр Николаевич, они не понимают их сути. Возникновение этих уголовных дел преподаватели связывают со своей борьбой против слияния МАДИ. По странному стечению обстоятельств, уголовному преследованию подверглись именно те профессора, которые 5 сентября побывали на личном приеме у нового министра образования Ольги Васильевой.

— Встреча наша с министром прошла более чем конструктивно, — рассказывает Сова. — Однако на следующий же день после визита в министерство у меня да и у всех, кто там был, начались проблемы на работе. 6 сентября меня с нарядом полиции пытались вывести с рабочего места. А 7‑го на всех проходных вуза появился приказ с моей фотографией о том, что пускать меня на территорию МАДИ категорически запрещено. Позже я узнал, что меня уволили с работы. Я уже оспариваю данное решение в суде.

Примерно так же поступили и с Марией Карелиной, которую ученый совет предлагал на должность ректора. И еще с несколькими преподавателями. Вообще за последние месяцы «добровольно-принудительно» уволены из вуза около 200 человек, в том числе проректоры и профессора. Вместо них в МАДИ приняли на работу далеких от автодорожного дела людей. Например, проректорами стали некто Шарипзянова (директор института в МАМИ), Крыхтин (генерал МВД)и др. Сложилась парадоксальная ситуация: в вузе с 85‑летней историей, известном научными школами, педагогическими традициями и.о. ректора Дулясова почему-то не нашла достойных кадров. А вместо этого на высокие должности пригласила лиц, профессиональный опыт и образование которых не связаны ни с МАДИ, ни с транспортно-дорожным комплексом вообще.

— Таким образом, нет уже восьми членов ученого совета из 68-ми, — объясняют в вузе. — Наш совет всегда единогласно голосовал против слияния. Стоит ли теперь рассчитывать на такое? Вряд ли. Тем более что Дулясова предложила расширить количество членов совета до 84 человек. Ясно, что придут «нужные» люди, готовые подписаться под документами о реорганизации МАДИ.

Процесс слияния МАДИ с МАМИ начался в ноябре 2015 года. Тогда на внеочередном ученом совете прежний ректор Приходько (Вячеслав Михайлович руководил вузом 15 лет) объявил, что ему поступило прямое указание о том, что ученый совет должен принять решение о слиянии. Московский автодорожный институт — один из старейших в России, он очень престижный и котируется за рубежом. Естественно, все члены ученого совета отказались принимать такое решение, о чем и написали свою резолюцию.

Тут же Приходько снимают и назначают вместо него декана одного из факультетов — Борща. Первое время тот уверял всех, что все останется по-старому. А потом в самом начале 2016 года, в феврале, Борщ собирает новый ученый совет. И на нем презентует вузовской общественности уже готовый план мероприятий (так называемую «дорожную карту») по формированию Московского политехнического университета (МПУ) «путем слияния МАМИ и МАДИ». А профессорскому составу предлагается всего лишь поставить подписи. Ни один член совета этого делать не стал. Тем более что никто не смог хотя бы даже туманно обрисовать перспективы существования факультетов и преподавателей после такого слияния. Зато прямо сообщили, что здания, принадлежащие МАДИ (престижный район у метро «Сокол»), планируется выставить на продажу ради получения инвестиций на строительство академгородка под Троицком.

С февраля по июль члены ученого совета и дружественные вузу депутаты Госдумы писали письма во все возможные инстанции. Получили поддержку даже у президента Путина, председателя правительства Медведева и члена правительства Голиковой. Да и сам Ливанов вроде как летом сообщил, что согласен с решением ученого совета о том, что МАДИ должен остаться отдельной юридической единицей. Но это оказались только слова. Не справившегося с задачей Борща сняли с должности, и.о. ректора назначили Дулясову. Ну а та в свою очередь начала действовать куда более решительно и жестко.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27217 от 30 сентября 2016

Заголовок в газете: МАДИ: быть или не быть?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру