Опыт нестандартной озвучки у столичной подземки есть: в прошлом году в честь 80-летия метрополитена станции подземки объявляли известные актеры и певцы. Конечно, недовольные найдутся всегда, но у ряда москвичей были вполне обоснованные претензии:
— Знаете, голоса актеров мне очень даже нравились, — говорит москвичка Ольга, — приятно иногда ехать в метро и угадывать, кто же что объявляет. Но некоторые «перебарщивали». Татьяна Устинова, например, советовала читать книги. Кто-то из актеров еще что-то добавлял от себя к объявлению. Это просто мешало.
Специфика озвучки предполагала, что актеры внесут в привычные сухие тексты свои нотки и интонации. Как оказалось, это тоже пришлось не всем по вкусу.
— По ощущениям, каждый актер пытался выделиться, — говорит студент Алексей. — Меня это страшно раздражало, слишком переигрывали.
Такая реакция москвичей, по словам психологов, вполне объяснима.
— Во-первых, раздражает сама по себе смена голоса, — говорит психолог Елена Улитова. — У человека уже сформировалась программа: он едет с работы и на работу привычным маршрутом, действия повторяются изо дня в день. И любое изменение, в том числе смена голоса диктора, замечается сразу. А привычки менять сложно, поэтому у кого-то это вызывает негативные эмоции.
Играют роль и вкусы пассажиров: как говорят специалисты, может иметь значение личная привязанность и любовь/нелюбовь к отдельно взятому лицедею.
— Надо понимать, что люди устают после работы и хотят минимизировать любое внешнее воздействие на себя, — объясняет психолог Ольга Буланова. — Поэтому даже такая мелочь, как речь диктора, которая занимает не 20 секунд, а 40, например, может восприниматься как раздражающий фактор.
Теперь же метро «заговорило» детским голосом. Подобный опыт уже был в Киеве: в 2008 году названия станций там объявляли дети. Эксперимент, надо сказать, провалился. Киевлян начали раздражать детские голоса в метро, о чем в свое время писали СМИ. Пожилые украинцы отмечали: «Хотелось закрыть уши и упасть на пол».
— Детские голоса вызывают сильный эмоциональный отклик, — говорит психолог Наталья Карягина. — А метро — это все-таки деловое место, люди едут по своим делам, рабочим вопросам. И такие голоса могут разбудить негативные или позитивные эмоции. У каждого что-то связано с детьми и детством, какие-то сильные чувства. И это может вызвать некоторое неудобство.
Многие специалисты отмечали несоответствие детского голоса месту, в котором он звучит.
— Мы же не на детский утренник едем, не в театр, — продолжает психолог, — если у человека нет настроения это слушать, то ему будет неприятно.
Играет роль то, что голос ребенка по тону выше, чем голос взрослого.
— Низкий голос на бессознательном уровне воспринимается лучше, — говорит Елена Улитова. — Детские голоса мы воспринимаем, когда готовы их слушать, когда есть определенная предпосылка, например, когда смотрим детский концерт.
Опять же, как говорят психологи, детские голоса бывают разными.
— Есть достаточно комфортные голоса детей, — говорит детский психолог Оксана Брежнева. — Они же разные по тональности. И если голос высокий, то есть вероятность, что он может стать причиной раздражения у усталого человека. Писклявые голоса приятны не всем. Однако дети сами по себе никакого беспокойства не вызывают, скорее умиление. Так что дело исключительно в тоне голоса.
Некоторые москвичи отметили, что такие звуковые перемены лишили их любимого занятия — сладкого сна по пути на работу.
— Я раньше как засыпала на «Царицыно», так до «Войковской» 40 минут и дремала, — говорит студентка Мария. — А когда на нашей ветке «говорил» Сюткин, никакой сон не идет. Ничего лично против него не имею, но вздрагивала на каждой станции. Боюсь, что с детьми будет такая же история, хотя акция очень важная и хорошая.
— Детский голос для взрослых всегда значим, — говорит президент российского общества сомнологов Роман Бузунов. — Мы можем сидеть в вагоне, дремать, но когда услышим детский голос в гуле взрослых голосов — тут же обратим внимание, мы рефлекторно активнее реагируем. Это во-первых. Во-вторых, к постоянному сигналу люди привыкают. Когда человек переезжает жить к аэропорту, то звук взлетающих самолетов поначалу его ужасно раздражает. Но со временем он привыкает. Так и здесь. Если он годами ездит в метро, слышит один и тот же монотонный тембр, то новые звуки будут для него дополнительными раздражающими факторами. Но через какое-то время люди привыкнут. Хотя, конечно, под монотонный низкий голос, который менее эмоционально важен и к которому человек привык, засыпать ему легче, чем под звонкий высокий голос ребенка.
Эксперты отмечают, что зацикливаться на одних и тех же голосах в метро и запрещать их менять не нужно. Просто следует подойти к такой, казалось бы, несерьезной проблеме со всей научной ответственностью.
— Надо проводить опросы, — говорит психолог Наталья Карягина, — взять выборку, оценить психофизиологические показатели, измерять у людей частоту пульса. И тогда уже говорить, влияет ли отрицательно тот или иной голос.
В большинстве своем специалисты говорят, что лучше всего в метро звучал бы низкий спокойный голос. В то же время многие опрошенные отмечали, что детский голос и акция, в рамках которой он звучит, поднимают настроение на весь день. Так что сколько голосов — столько мнений.