Москва и голуби: как и кто содержит в столице декоративных птиц

В городе насчитывается около 800 голубятен

Столичные голубеводы — люди, как правило, закрытые. Так получилось, что последние двадцать лет городские власти предпочитают в лучшем случае не замечать их, в худшем — сносить птичьи домики, чтобы освободить «золотые» метры на земле московской. Тем не менее во дворах и лесопарках города, по данным клуба голубеводов-любителей, расположено около 800 голубятен. Одну из них, совершенно уникальную, «МК» нашел на юге Москвы. Из года в год ее хозяин совершенствует постройку, сейчас она одна из главных достопримечательностей района. Посмотрев изнутри на удивительный крылато-пернатый мир, мы узнали, сложно ли в наше время владеть голубятней. Кроме того, любители птиц рассказали нам любопытные вещи:

— «домашние» голуби сейчас практически не улетают от родной крыши;

— голубятни обычно строятся без фундамента, чтобы в случае чего ее можно было легко переставить;

— лучший вариант для города — ограничить размножение «диких» птиц.

В городе насчитывается около 800 голубятен

■ ■ ■

Три этажа, надстройки и пристройки, резные наличники, разноцветные витражи, стены увиты диким виноградом — голубятня на Затонной улице похожа на чудо-юдо-рыбу-кита, и в этом ее очарование. Это строение, собранное из гаражей и бытовок, стоит во дворе обычного московского дома, и уже второе поколение горожан водит сюда детей на экскурсии. Хранителю птичьего очага Николаю сейчас 63 года. С голубями он дружит почти полвека.

— Мне было лет двенадцать, когда брат увозил меня на лето в Серпухов и заставлял заниматься голубями, — рассказывает Николай. — Он уходил на работу, а я их кормил, поил и ухаживал за ними. В то лето и полюбил их всей душой. И я был не одинок в своем увлечении. Тогда же как было — что ни дом, то голубятня. Практически все «гоняли» голубей, они были в моде. Вот как сейчас собаки. Кто где мог — держал: кто на окне, кто на балконе, кто на чердаках, кто в сараях. А самое интересное, что мы считались плохими людьми, шпаной.

Конечно, не все, кто птицами увлекался, тут же строили себе полноценные голубятни. У детей и подростков такой возможности просто не было. В качестве приюта использовали крыши домов. Если приглядеться, то можно заметить на многих старых крышах небольшие квадратные будки. Они-то и служили птичьим домом. Поставишь туда ящик с опилками и кормом — вот тебе готовая голубятня. Голуби — птицы легко приручаемые, где их кормят, там они и живут. Правда, долгосрочной перспективы у таких «времянок» не было: проходил месяц-другой, и управдом ликвидировал все гнезда. Впрочем, никого это не останавливало — заселяли заново.

— Сколько крыш вы здесь видите, — обводит рукой окрестности Николай, — все я перелазил, и везде у меня голуби жили. А когда в 20 лет из армии вернулся, сказал себе: хватит лазить по чердакам. И сварганил себе маленькую будку недалеко от дома. Потихоньку начал увеличивать площадь, а потом на этом месте вознамерились построить жилой дом. Было это в 1980-х годах. Строители пошли мне навстречу, не только не сломали голубятню, но даже помогли переставить. Краном подняли и переместили на это самое место. С тех пор тут и стоит. Только преобразилась сильно.

■ ■ ■

В советское время залогом благополучного существования голубятни была дружба ее владельца с участковым. Найдешь с ним общий язык — никто твоих крылатых друзей не тронет. Правда, домоуправлению участковый был не указ, и даже его патронаж не избавлял любителей птиц от периодических придирок.

— Наша тетя Маша часто ворчала на нас, но сделать ничего не могла, — смеется Николай.

Впрочем, Николай с самого начала отнесся к идее содержания птичьего дома со всей ответственностью. Осознавал, что это жилой двор. Во дворе же просто сарай не поставишь — любой придет и пожалуется. Поэтому мужчина начал совершенствовать постройку, как умел. Где-то нашел выброшенную вывеску, где-то квартирную дверь в хорошем состоянии. Все шло в дело.

Сейчас, для того чтобы возвести голубятню, нужно пройти небыстрый путь по инстанциям. Как рассказали нам в московском клубе голубеводов-любителей, в идеале для начала хорошо бы вступить в клуб. Там выдадут ходатайство с просьбой выделить землю под легкую постройку для питомника. Конечно, каждый хочет поставить его поближе к дому, и именно этот момент зависит от районного архитектора или главного архитектора Москвы. У них есть перспективный план относительно планируемой застройки в районе, они смотрят, нет ли на точке серьезных подземных коммуникаций, возможно ли в принципе на данном месте возвести что-то новое. Но даже если вам разрешат построить голубятню там, где вы хотите, вовсе не факт, что через пару лет не возникнет идея занять этот участок под другие нужды. Именно поэтому разрешение выдается на установку без фундамента — чтобы в любое время можно было без проблем передвинуть объект. В принципе пункты вполне выполнимы. Только, как показывает практика, на деле все равно все сводится к человеческому фактору. И продолжительность процесса зависит целиком и полностью от хорошего настроения чиновников. В одном районе получить заветную бумагу можно за два-три месяца, в другом эпопея может растянуться на годы.

Николаю повезло — местная управа голубеводам благоволит. Любители птиц отвечают взаимностью: охотно предоставляют голубей на праздники и районные встречи. Но при этом все равно предпочитают оставаться в тени.

— Что и говорить, голубятен сейчас стало меньше гораздо, но они есть, — говорит Николай. — Просто их владельцы помалкивают, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. На всякий случай.

Старожилы вспоминают страшные годы в конце прошлого века, когда в городе начался совершенно варварский массовый снос голубятен. Под эгидой нового строительства питомники сметали с лица земли, не разбираясь, есть у владельцев на них документы или нет. Рушили даже те постройки, которые были официально оформлены с разрешения межведомственной комиссии. Владельцам не давали возможности вынести питомцев: выламывали двери и выбрасывали всех попавшихся под руку голубей, даже только что выведенных птенцов. Многих это сломило и навсегда отвадило от «голубиного» дела. Что мы сейчас имеем — против 6000 советских голубятен в Москве функционирует около 800.

Николаю тоже приходилось отстаивать питомник. В начале нулевых прошла весть, что на пространстве у дома на Затонной будут делать автостоянку. Строительная компания собралась ломать все гаражи и постройки и оборудовать место для машин. Для голубятни никто не собирался делать исключение. Спасли ее соседи: подняли шум и выбили постановление, чтобы местную достопримечательность оставили в покое.

■ ■ ■

Изменилось не только количество голубиных питомников, но и условия их жизни. Не только в Москве и в России, но и во всей Европе идет тенденция «вольерного» содержания голубей. Что это значит — если раньше птицы устраивали показательные полеты по району, то сейчас они все кружат исключительно над родной крышей. Многие и вовсе не нуждаются в свободном полете, им вполне комфортно жить без небесных высот, в обустроенном вольере. Виной тому многочисленные столбы, линии электропередачи и прочие навесные коммуникации, которые очень опасны для пернатых. Вот и над голубятней на Затонной — сплошные провода. Тем не менее Николай каждый день выпускает птиц размять крылья. Далеко они сами не улетают, сидят над крышей.

— Провода нам очень мешают, они просто рассекают птицам крылья, — рассказывает Николай. — Бывает, что голубь резко поднимается, задевает провод, раз — и крыло почти оторвано. Такое случается часто, когда они кучей летят — кто-то проскочил, а кто-то пострадал. Раненные таким образом голуби, как правило, уже не летают.

Сократилось общение домашних и диких, уличных голубей. Вследствие этого голуби стали более крепкими, меньше подвержены всяким болезням, которые переносят их уличные сородичи, питающиеся на городских помойках. Так что теперь плотная застройка голубеводам ничем не грозит — птицы и так не вылетают далеко и большую часть дня сидят внутри. Те же владельцы, которые хотят содержать «летающую» птицу, перевозят питомники в Подмосковье. И таких людей немало.

Правда, иногда городские голуби сами залетают в гости. Надолго задержаться им не позволяют, с ними лучше не связываться. Куда страшнее вороны. Бывает, что проберутся в дом в пять утра и хозяйничают. Хозяин проснется, а все птенцы и яйца уничтожены. Иное дело, если к голубятне прибился чужак из другого питомника. Такое бывает частенько, и среди владельцев существует правило: чья птица улетела, тот ее и ищет по товарищам. А пока ведутся поиски, кров и корм пернатой гостье предоставят.

Владельцы голубятен не только их кормят, поят и ухаживают, но и выступают в роли свах. Они составляет пары в зависимости от породы и ждут от них потомства. Если пустить все на самотек, то рождаться будут только метисы, потомки от родителей разных пород. Сами-то голуби совершенно не заморачиваются родословной.

— Это несложно: ты просто отсаживаешь пару отдельно, и они рано или поздно начнут размножаться, — разъясняет тонкости процесса Николай. — Какую пару создал, такой она и будет, можно ждать птенцов. Только надо обязательно учитывать, что у голубей процентов 60 выводка умирает. Почему существует пословица «цыплят по осени считают»? Потому что не все малыши переживают лето. Кто-то болеет, у кого-то иммунитет не справляется. Кстати, когда границы в 1990-е годы открыли, то завезли какую-то птичью заразу. Все голубятни в Москве ею болели. А сейчас все более или менее хорошо.

Самое забавное, что Николай точно и не знает, сколько у него сейчас живет голубей. И действительно, их попробуй сосчитай, ведь когда человек заходит внутрь, они не секунды не сидят на месте — резко машут крыльями, перелетают с перекладину на перекладину. Около восьмидесяти голов есть точно. У каждого есть свое место — у кого отдельная жердочка с крышей, у кого квадратная ячейка. И все окольцованы кольцами с годом рождения, Николай покупает их на птичьем рынке по 15 рублей за штуку. Колечко крохотное, поэтому надевать его можно только на птенца, чтобы по мере взросления оно не могло соскользнуть с лапы. Кстати, эти аксессуары принято делать несъемными, чтобы исключить возможность подмены одной птицы другой.

■ ■ ■

Что касается уличных «братьев», то их голубеводы недолюбливают, в отличие от сердобольных горожан, которые и рады скормить птахам пропавшую буханку хлеба. А ведь знающие люди предупреждают: накрошить голубям хлеба — это худшее, что вы можете сделать, пусть даже и из добрых побуждений. У голубя в зобу существуют специальные мешочки, куда этот хлеб забивается, а потом начинает гнить. Большую опасность представляет прилипшая к асфальту жвачка. Голуби думают, что это еда, склевывают ее, а в результате у них заклеивается зоб. Идеальный корм для этих птиц — пшено или другие жесткие зерновые породы.

Другой вопрос, который очень интересует москвичей и на который знают ответ орнитологи: почему мы никогда не видим птенцов голубей? Все доступные нам голуби — взрослые сформировавшиеся птицы.

— Просто птенцы очень быстро растут и делают это вдали от людских глаз, — считает Николай. — Судите сами, рождаются они размером с зажигалку, через три дня они уже с кружку, а через неделю — практически нормальный голубь. Причем птенцы очень мало походят на взрослых — они розовые, лысые, страшные, как гадкие утята. Первое время они сидят в гнездах, в укрытии, поэтому мы и не видим их. А когда подрастут — вылетают, точнее, родители их сами выталкивают.

Как уверяют любители птиц, на чердаках всех наших московских домов — сплошное засилье голубей. Расстояния там крошечные, но им хватает. Причем протискиваются они через такие щели под крышей, которые невооруженным глазом и не увидишь.

Огромное количество птиц, основным источником еды для которых является помойка, — большая проблема для города. Специалисты уверены: нужно проводить профилактические работы для того, чтобы эти «дикари» не размножались. В московском клубе голубеводов-любителей считают, что обходить стороной подобную тему нельзя.

— Так делают во всем мире — контролируют рождаемость уличных голубей, — рассказывает председатель клуба Владимир Воронин. — Например, в Чехословакии в свое время специально был разработан препарат для этих нужд. Теперь там есть определенное количество голубей, их кормят, но они не размножаются. Вообще это банально небезопасно, они же везде: и на крышах, и на балконах, и на чердаках. Нужны комплексные мероприятия по контролю численности. Мы собираемся попасть на прием в мэрию, чтобы решить организационные вопросы.

Кроме того, в клубе опечалены, что голуби вытесняются из образовательной и культурно-развлекательной программы города, хотя они по-прежнему востребованы на праздниках и на свадьбах. Правда, эти мероприятия давно оккупированы профессиональными агентами, которые держат голубей исключительно наживы ради, не заботясь об их комфорте. Последний сомнительный тренд — предлагать фото с голубем, выкрашенным в голубой или розовый цвет. Экспериментаторы оккупировали людные места в центре столицы и наперебой суют под нос гражданам раскрашенных не пойми чем птиц. Едва ли такой опыт общения способен подарить клиенту терапевтический эффект. А ведь голубеводы утверждают, что дети, которые имеют опыт общения с голубями, вырастают добрыми и чистосердечными.

— Голубь — святая птица, — уверен Воронин. — Все-таки испокон веков они были популярны в России — и при Иване Грозном, и при Екатерине Второй. Люди всегда держали голубей. И если современной молодежи предоставить возможность общаться с этими птицами — она станет мягче. Когда мы росли после войны, времена были тяжелые, у нас был только спорт и голуби. Посмотрите на нас: мы выросли добрыми, не агрессивными людьми. Поэтому я считаю, что нам надо заинтересовать молодежь голубями, проводить мероприятия, подключать школы. Природа должна быть вместе с людьми.

Необычная московская голубятня и ее обитатели

Необычная московская голубятня и ее обитатели

Смотрите фотогалерею по теме

5 СОВЕТОВ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ЗАВЕСТИ ГОЛУБЕЙ

■ Определитесь с целью и выберите, какими именно голубями вы хотите владеть: спортивными, лётными, декоративными. Для начала специалисты рекомендуют выбрать декоративных, с них легче всего заводить знакомство с этой птицей. Они подходят, как правило, для вольерного содержания и не приспособлены для полетов.

■ Найдите помещение для голубятни. Это должен быть светлый вольер, на каждую пару голубей необходим один квадратный метр пространства. Это позволит птицам получать достаточное количество воздуха и не испытывать дискомфорт от тесноты.

■ Питомник нужно устанавливать с выходом на юго-восток. Голуби будут просыпаться вместе с восходом солнца, а его лучи будут хорошо прогревать помещение.

■ Позаботьтесь о хорошем питании для голубей. Идеальный корм состоит из смеси пяти-шести культур, кроме того, необходимо добавлять в еду минеральные подкормки.

■ Если ваш выбор пал на лётных голубей, желательно им обеспечить регулярные полеты. Голуби — птицы свободолюбивые и размять крылья им только на пользу.

В гостях у жителей московской голубятни

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27187 от 26 августа 2016

Заголовок в газете: Добрый вечер, голубь мой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру