Открытые выборы

На один мандат депутата Госдумы в Москве претендуют 12 кандидатов

Мосгоризбирком подвел итоги регистрационного этапа думской избирательной кампании. Всего в Москве зарегистрировано 180 кандидатов-одномандатников. Таким образом, на каждый из 15 столичных избирательных округов приходится в среднем 12 претендентов на кресло депутата нижней палаты российского парламента. По мнению экспертов, предвыборная борьба в столице обещает быть напряженной и весьма интересной.

На один мандат депутата Госдумы в Москве претендуют 12 кандидатов
Элла Памфилова на жеребьевке в ЦИКе. Фото: Агентство Москва

 «Тенденция идет на увеличение числа претендентов на мандат», — отметил председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов. И с этим не поспоришь. Напомним, что на двух предыдущих выборах в Госдуму — в 2007 и 2011 годах — одномандатных округов вообще не было. Да и партий — раз-два и обчелся. Но даже в 2003 году — на последних до сего дня общефедеральных парламентских выборах, проходивших с использованием мажоритарной системы, — уровень конкуренции в столице был значительно ниже. Тогда было зарегистрировано всего 115 одномандатников, в среднем по 7,7 кандидата на округ. 

  Абсолютное большинство кандидатов в одномандатных округах — 178 — являются партийными выдвиженцами. Что легко объяснимо. Напомним, что согласно обновленному электоральному законодательству партии, имеющие хотя бы одного депутата в Законодательном собрании хотя бы одного российского региона, пользуются значительной привилегией при выдвижении федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным округам. Так называемые партии-льготники, коих в России сегодня насчитывается 14, избавлены от необходимости собирать подписи. 

  Тем не менее удалось успешно зарегистрироваться в Москве и двум кандидатам-самовыдвиженцам. В том числе, например, — Марии Бароновой, сотруднику «Открытой России», возглавляемой экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Баронова — один из 18 кандидатов, идущих в Госдуму при поддержке «Открытой России», но единственная из них самовыдвиженка (остальные — кандидаты от ПАРНАСа). Вдобавок Баронова в отличие от многих своих соратников ничуть не скрывает финансово-политических связей с опальным олигархом. Поэтому многие наблюдатели сильно сомневались, что активистку «Открытой России» допустят до выборов. Но предчувствия обманули скептиков.

  Баронова сдала 14 911 подписей, при этом процент обнаруженного брака составил 2,5 процента — вдвое меньше допустимого. И «невероятное» случилось. «Наш вопрос стоял в повестке первым, поэтому на торжественную регистрацию опоздали все, кроме юриста, — делится Мария своими впечатлениями и эмоциями на сайте «Открытой России». — Но тем не менее все прошло отлично, удостоверение дали, все довольны, и я довольна... Нет ничего невозможного. Все говорили, что мы сошли с ума, а мы собрали штаб из молодых ребят, которые никогда раньше подписи не собирали и не знали, что их нельзя собрать. Поэтому все и получилось».

   «Все получилось», однако, далеко не у всех. Было бы большим заблуждением полагать, что Мосгоризбирком нынче регистрирует всех подряд, невзирая на проблемы с документами и подписной брак. Среди тех, кому отказано в регистрации, — лидер партии «Альянс зеленых» Александр Закондырин, шедший на выборы как самовыдвиженец. Глава Мосгоризбиркома назвал закондыринский случай «самым вопиющим»: «В его подписных листах было выявлено 77 умерших, что было подтверждено справками ФМС и загсами, 17 несовершеннолетних и  1500 тыс. двойников. То есть несколько сборщиков записывали одни и те же фамилии в свои списки». 

  «Все просто — кто хочет, тот своего добьется, — комментирует московские предвыборные новости гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин. — И подписи нормальные соберет, и сдаст их в избирком, и через сито пройдет. Несмотря на то что Баронова — кандидат, поддержанный Михаилом Ходорковским, и, казалось бы, как раз такого надо бы «не пущать». А кто набирает себе негодных сборщиков подписей, получает по итогам перебор по браку. В четыре раза больше, чем у Бароновой. При этом Закондырин — вполне себе угодный московским властям бывший муниципальный депутат и специалист по московскому МСУ, постоянно работающий в тесном контакте с властями города... Это, по-моему, лучшее свидетельство того, что выборы в столице проходят чисто, открыто, честно и легитимно».

Электоральная ситуация в Москве претерпела радикальные изменения по сравнению с тем, что было несколько лет назад, при прежних хозяевах города, отмечает политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. Сегодня же, по его словам, работа идет «не с телами населения, когда эти тела просто гонят, а с головами: разговаривают с людьми, выясняют их проблемы». Новым веяниям, по мнению политолога, способствуют и изменения в избирательной системе. А именно — то, что местные комиссии теперь «встроены в российскую систему выборов» и не зависят от региональных властей. «Для них начальство — это ЦИК», — отмечает политолог.

    Короче говоря, для беспокойства по поводу чистоты выборов нет никаких оснований. «Учитывая, что в Москве будет огромное количество наблюдателей, в том числе иностранных, выборы будут проходить с самой высокой степенью прозрачности и легитимности, — считает Матвейчев. — Никаких нарушений, я уверен, не будет. И гласно, и негласно все предупреждены: не дай бог, если будет использоваться какой-то административный ресурс — виновные сразу же потеряют работу».  

   К этому стоит добавить, что в Москве создан Общественный штаб по наблюдению за выборами депутатов Госдумы, руководителем которого стал главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, а его заместителями — член московской Общественной палаты Вадим Ковалев и председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. В состав штаба «войдут представители любых политических партий и кандидатов, участвующих в выборах, общественные деятели, журналисты, — сообщил Шапошников. — Они получат доступ к материалам камер видеонаблюдения, смогут посылать их в конфликтную комиссию Общественного штаба при подозрении на нарушения, а также направлять на избирательный участок выездную группу проверки, чтобы разобрать ситуацию на месте». Видеоконтроль, по словам спикера Мосгордумы, будет «тотальным»: на каждом избирательном участке будут установлены по две камеры. «По специальному алгоритму удастся полностью отслеживать процесс выборов на всех участках, что сделает процедуру голосования максимально прозрачной и открытой», — уверен Шапошников.

Новые стандарты электоральной открытости неизбежно отразятся — и уже отражаются — и на характере предвыборной борьбы, которая, по мнению экспертов, обещает быть напряженной и весьма интересной. «В Москве зарегистрировано большое количество известных людей от разных партий, — отмечает Олег Матвейчев — Мы видим, что «война» уже идет и в Интернете, и на улицах... По степени конкурентности Москва опережает многие другие регионы».

  Этот тезис разделяют и эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций, подготовившие недавно доклад «Наиболее конкурентные округа на выборах в Государственную думу: активность политических игроков и интенсивность противостояния». «Территорией острой борьбы станут города, которые демонстрируют высокий уровень протестных настроений, — Москва и Санкт-Петербург, где «Единой России» предстоит соревноваться с известными и влиятельными представителями «Справедливой России» и КПРФ», — утверждается в этом исследовании.

Впрочем, не менее серьезные претензии на думские мандаты предъявляют «Яблоко», ЛДПР, ПАРНАС, «Партия Роста», «Зеленые», да, пожалуй, и все остальные партии, принимающие участие в нынешних выборах.

«Единая Россия» выдвинула своих кандидатов в 13 из 15 столичных округов, среди них немало узнаваемых лиц. В том числе, например, телеведущий Петр Толстой, вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, помощник председателя правительства, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, бывший председатель Моссовета, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Николай Гончар, первый заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Дмитрий Саблин.

Несмотря на обилие громких имен, «ЕР» придется нелегко в столице, считают опрошенные нами политологи. Но, во-первых, никто не сомневается в том, что партии удастся сохранить свои лидерские позиции. Кстати, согласно последнему опросу «Левада-Центра», если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за «ЕР» проголосовало бы 57 процентов определившихся россиян. Каждую из двух ее ближайших преследовательниц в электоральной гонке, КПРФ и ЛДПР, готовы поддержать по 15 процентов избирателей. Ну а во-вторых, в условиях предельной открытости выборов ценность победы многократно возрастает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру