Из-за кризиса москвичи отказались от привычных летних покупок

«Стоят» рынки кондиционеров, холодильников, автомобилей и шуб

В этом году жара накрыла москвичей уже в мае. Безнадежно и неотвратимо преследовала в квартирах, офисах, маршрутках. На минутку отпускала в торговых центрах, которые, кстати, в отличие от прежних лет не включали кондиционеры на полную катушку, а держали температуру на грани комфорта. Примерно так, впрочем, вели себя и многие москвичи. Впервые за долгие годы (или лета, если хотите) горожане отказывали себе в привычных удовольствиях, спасающих от жары.

«Стоят» рынки кондиционеров, холодильников, автомобилей и шуб
Автосалоны будут пустовать еще долго...

«МК» составил рейтинг товаров и продуктов, на которых москвичи экономили этим летом из-за незатухающего кризиса.

— Люди с трудом меняют потребительское поведение. Но уж коли изменили, придерживаются его, — утверждает поведенческий маркетолог Арсен Даллакян. — Кризисы прививают культуру экономии и вытесняют моду на гламурный шик. Потребление становится более рациональным, экономия — главной ценностью. Потребности и стандарты переоцениваются — оказывается, совсем не обязательно менять автомобиль каждые два года и ходить с последней моделью гаджета. Эти принципы останутся в модели поведения еще надолго.

Нынешним летом многие люди резко сократили потребление фруктов и овощей, десертов. Стали меньше ездить в гипермаркеты, потому что боятся купить что-нибудь лишнее, продолжает Арсен Даллакян.

По статистике, в нынешнем июле по сравнению с июлем прошлого года в Москве цены на фрукты выросли на 11,5%, на пиво — на 8,5%, на безалкогольные напитки — на 8,2%, на газированную воду — на 10,5%, на минералку — на 6%, на мороженое — на 11%. Стоимость обеда и ужина в ресторане выросла на 5,3%. Чашка кофе в кафе подорожала на 1,2%.

— Несмотря на значительно более высокую потребительскую инфляцию, за последний отчетный период январь–март реальные доходы уменьшились на 2,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 3,9% за год в целом по России, — говорит финансовый аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Это связано с заметно более высокими темпами роста номинальных зарплат. Москвичи в целом экономили меньше среднестатистического россиянина, незначительно (в пределах 5–10% по отношению к прошлому году) сократив потребление воды, слабоалкогольных напитков, соков и сладких напитков в небольшой стеклянной таре, фруктов и мороженого.

Сходят на нет и посещения ресторанов — в них все больше решает вопросы бизнеса деловая публика. Теряют популярность походы в кинотеатры: в темных залах в основном проводят досуг влюбленные парочки да завзятые киноманы, не признающие просмотра фильмов на маленьком экране.

Не спешат москвичи обзаводиться и крупными покупками. Эксперт по маркетингу, доцент бизнес-школы МИРБИС Марина Прокина назвала «МК» товары, пик продаж которых в прежние годы приходился на лето. Теперь же ситуация поменялась кардинально.

Кондиционеры. При такой жаре, как в этом году, их продажи всегда росли. Особые страсти по приборам климат-контроля наблюдались в 2010 году, когда город окутал сильнейший смог. Нынешним летом уровень продаж снизился, при этом москвичи прекратили покупать кондиционеры сегмента «премиум», выбирая исключительно дешевые марки.

Автомобили. «Все последние годы москвичи предпочитали покупать машины в летние месяцы. Салоны устраивали акции, было много спецпредложений, да и цены выгодно отличались от осенних, — говорит Марина Прокина. — В этом году никакие акции и предложения по кредитам не спасают. Автомобильный рынок мертв».

Стоит и шубный рынок. Как и автомобили, прежде москвичи старались купить шубу именно летом. Нынче же потребители никак не прореагировали на привычные «заманухи». Покупателей ни в дорогих салонах, ни в магазинах с более дешевым ассортиментом нет вообще.

Такая же ситуация и с холодильниками (она, правда, продолжается уже третий год) — хотя, в отличие от автомобилей и шуб, это предмет первой необходимости. «Люди ждут: закончится кризис — и будем покупать холодильники. Но, похоже, не дождемся. Так что, возможно, в следующем году будет повышение продаж, поскольку «парк» холодильников в квартирах москвичей сильно устарел», — продолжает маркетолог.

Жилье. Продажи просто встали. «Есть предложения по новостройкам, по ипотеке, Путин сделал послабления для потенциальных покупателей. Ничего не помогает. И осенью, скорее всего, следует ожидать достаточно сильного уменьшения стоимости — около 10%, потому что иначе собственники не смогут реализовать построенные квадратные метры», — утверждает Марина Прокина.

Большинство граждан так или иначе пострадали от кризиса. Однако есть люди, которых сложная экономическая ситуация не коснулась. Работники определенных отраслей живут сейчас совсем не хуже, чем раньше. Если не лучше.

...а на водку денег народу хватит всегда.

Речь идет о нефтяной отрасли, иностранных компаниях, крупных ритейл-сетях (последние приспособились к кризису, варьируя ассортимент в магазинах). Те, у кого деньги остались, не экономят — это видно по высоким продажам премиальных товаров. А большинство людей постепенно начинают переключаться на более дешевые продукты и вещи. Тем самым, кстати, способствуя росту прибыли магазинов-дискаунтеров.

Еще одно наблюдение — и чисто бытовое, и подтвержденное экспертами. Маркетологи и раньше отмечали, что российские мужчины покупают дезодоранты много меньше женщин, а в кризис их продажи и вовсе стали падать. Исключение, пожалуй, составляет молодежь, которая свято верит в рекламу. Впрочем, изменения наблюдаются и в сегменте женских дезодорантов. Дамы определенно стали использовать более дешевые марки. Продажи дорогих брендов — тех, например, которые распространяются через аптеки и парфюмерно-косметические магазины, — заметно сократились. Как отмечают маркетологи, российские потребители склонны оставаться приверженцами формы, нежели бренда, редко задумываясь о наличии в косметическом средстве вредных ингредиентов. Например, люди, которые пользовались шариковыми дезодорантами за 800–1000 рублей, теперь покупают более дешевые аналоги — за 300–400 рублей. Но есть и радикалы, которые прежде обходились самыми простыми марками (за 80–100 рублей), а нынче предпочитают натуральный запах или народные средства.

...Метро, как всегда, «радует» в жару все пять наших чувств. Точнее, не само метро, а его обитатели. Не перевелись у нас еще экземпляры, в основном мужского пола, которые отвергают дезодоранты как класс. И оказаться рядом с таким образцом мужской брутальности в метро на 30–40 минут — испытание не для нежных носов.

«Дезодорантом пользуюсь. Я с людьми работаю, мне пахнуть нельзя, — сообщил продавец Максим. — И продолжаю покупать ту же марку, что и раньше. Хотя действительно — стало заметно дороже». «А мне все равно, какое у дезика название, — говорит студентка Елена. — Дорогими не пользуюсь. В основном обычными, которые в супермаркетах продают. Но, кстати, заметила: те, что подешевле, быстрее заканчиваются». «У меня во время беременности появилась аллергия на дезодоранты, — рассказывает молодая женщина Полина, одновременно успокаивая разбушевавшегося малыша. — Да и, честно говоря, я была такой слегка чокнутой мамашей. Мне казалось, что вредные вещества — алюминий, например — могут повредить ребенку. Чего я только не перепробовала! И натуральный кристалл, алунит, кажется. И спиртовые настойки эвкалипта и ромашки, и уксус. Но они сушат кожу, а уксус пахнет. Сейчас пользуюсь или раствором соды (чайная ложка на стакан воды), или лимонным соком. Чистым щиплется, я его немного водой разбавляю. А моя мама вообще вспомнила советские времена и втирает цинковую мазь. Не знаю, правда, насколько это безвредно».

Кстати, еще один интересный факт об экономии в жару. Продавцы многих сетевых магазинах заметили, что маленькие бутылки воды москвичи стали покупать гораздо меньше. Зато, несмотря на определенное неудобство, большим спросом пользуются емкости объемом 1,5–2 литра. «Какой мне смысл брать пол-литровую бутылку за 30 рублей, если двухлитровая стоит всего на 10 рублей дороже? Приду домой, разолью в маленькие бутылочки — это же огромная экономия!» — не скрывает покупательница одного из супермаркетов. «Я обычно беру литровые бутылки минералки, — говорит другой москвич. — Это и выгоднее, да к тому же я много пью в течение дня. Совсем отказался от питьевых йогуртов — дорого, да и жажду они не утоляют».

Впрочем, есть в нашей жизни вечное и непреходящее. Четыре продукта, от которых мы никогда не откажемся, — хлеб, молоко, колбаса и водка. Покупать их россияне будут и жарким летом, и морозной зимой, и при сильной инфляции, и при падении доходов. Единственное, может быть, придется перейти на более дешевые сорта колбасы и алкоголя. Но этим наш народ точно не испугаешь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27175 от 12 августа 2016

Заголовок в газете: Тратить деньги слишком жарко

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру