В Москве впервые прошли народные независимые слушания по застройке района

Горожане обсудили проект строительства дорог и остались им недовольны

Впервые в истории Москвы горожане, недовольные стройкой, организовали собственные народные слушания

Горожане обсудили проект строительства дорог и остались им недовольны
Территория, вокруг которой разворачивается бой, — съезд с Рязанского проспекта на Окскую.

Столица столкнулась с новым, невиданным ранее проявлением «демократии на местах». Жители района Кузьминки впервые в истории города собственными силами провели народные слушания в противовес официальным публичным слушаниям. Причиной раздора послужил проект строительства дорожных связок между районами, который местные активисты называют непродуманным. Они боятся, что в итоге их относительно тихие дворы окажутся в эпицентре дорожного армагеддона.

По словам главы инициативной группы жителей района Кузьминки Натальи Евсюткиной, еще во времена Лужкова был разработан проект строительства дороги, которая бы позволила связать Рязанский район, Текстильщики и Кузьминки. Проект предусматривал снос старых пятиэтажек по улице Окской с переселением москвичей в новые дома, которые собирались построить, а также создание облагороженной общественной территории с детскими площадками. А дорога прошла бы в отдалении от жилой застройки.

С мыслью о подобной перспективе многие и продолжали жить, пока в прошлом году из телевизионных новостей не узнали, что, оказывается, связку в их районе построят, только совсем иначе. Причем новый проект уже прошел согласование на публичных слушаниях и... одобрен горожанами.

— Формально местные власти соблюли процедуры: о слушаниях напечатали в районной газете. Но ее не читают массово, а никаких объявлений на подъездах, во дворах люди не видели, — говорит Наталья. — Как мы потом выяснили, в основном на слушания пришли советники — представители домов, тесно сотрудничающие с управой.

Когда же жители начали разбираться, какой именно проект якобы получил общее одобрение, они пришли в ужас.

— Пока у нас относительно мало автотранспорта, пробки — редкость, — рассказывает местная жительница Инна. — Ближайшая магистраль — Рязанский проспект: от него к нашим домам с двух сторон под углом идут дороги — Окская улица и 2-й Вязовский проезд, но в основном ими пользуются местные жители для подъезда. Например, на Окской всего две полосы (кое-где четыре, включая парковки), дальше она упирается в железную дорогу. Вязовский тоже упирается в ж/д, автосервис и завод. По новому проекту нашу Окскую расширят вплоть до шести полос и объединят со 2-м Вязовским проездом так, что вокруг жилых домов образуется проезжий треугольник, через который машины будут добираться с Рязанки на Волгоградку, съезжать с Северо-Восточной хорды, двигаться в сторону Третьего кольца — то есть превратятся в значимые транспортные артерии под самыми окнами со всеми вытекающими последствиями: потоком около 3 тысяч автомобилей в час, выхлопными газами, вибрацией старых пятиэтажек, крохотной для соседства с такими трассами придомовой территорией. Плюс там, где хотят объединить Окскую и Вязовский проезд, образуется изгиб с «бутылочным горлышком». Хотя в центре Москвы, наоборот, избавляются от подобных вариантов.

По мнению активистов, среди которых немало автомобилистов, а некоторые разбираются и в проектировании, острую проблему с нехваткой связок можно решить, не причиняя вреда жителям. Они даже подготовили схемы, как именно продлить 2-й Вязовский проезд по заброшенной промзоне, чтобы не получался «адов треугольник», а старую пятиэтажную Окскую не трогать, раз уж расселения не случилось, и сохранить уже имеющиеся деревья, детские площадки, гаражи.

Москвичи опасаются, что место аллей займут автомобили.

Свои петиции и претензии по поводу малопубличных публичных слушаний граждане направляли во всевозможные инстанции (в управу, префектуру, Москомархитектуру, мэру, депутатам ГД, прокуратуру, президенту) и не по одному разу. А заодно хотели, чтобы кто-то из властей услышал их предложения. Однако переписка ни к чему не привела, и на все приходил главный ответ в духе: официальные слушания прошли, хорошего настроения, держитесь там. В конце концов недовольные москвичи решили организовать альтернативные, в прямом смысле народные слушания.

Несколько собраний жители Кузьминок провели для того, чтобы лучше познакомить друг друга с ситуацией (лишь на то, чтобы добиться от властей каких-либо документов о планах дорожного строительства, у активистов ушло около полугода). И вот летом прямо во дворе одного из домов, на детской площадке, они-таки собрали свои народные слушания. Все как полагается: с протоколом, списком участников и письменной фиксацией их отношения к стройке. Люди сами распечатывали объявления о предстоящей встрече и расклеивали по всему району, отправили приглашения всем представителям власти, вплоть до самого высокого городского уровня. Зарегистрировалось около 200 человек, какое бы то ни было руководство сход проигнорировало.

— Из 177 граждан 132 высказались по проекту ГУП «НИиПИ Генплан города Москвы», только 2 поддержали, остальные 130 граждан высказались против, — констатирует Наталья Евсюткина.

Комментарии людей в графе «Предложения и замечания» говорят сами за себя: «Необходимо выявить автора этой идеи», «Если правительство не может решить этот вопрос, мы разберемся с ним сами», «Оповещать заранее о предстоящих собраниях и слушаниях», «Если будут строить, выйдем на баррикады», «Рассмотреть вопрос о переносе автострады» и т.д.

Теперь граждане разослали чиновникам уже результаты своих первых в истории современной Москвы народных слушаний, а, кроме того, отправили 600 подписей против стройки на имя мэра, и ждут ответа. Как говорится, прецедент создан.

«МК» дозвонился в приемную главы управы района Кузьминки Людмилы Акубековой. Секретарь, узнав причину, с кем-то посоветовалась, а после сообщила, что оперативно никаких комментариев никто не даст, и надо отправлять письменный запрос.

В аппарате местного Совета депутатов нам повезло больше. Официально высказываться о том, что заставило жителей дойти до «самоуправства», нам отказались. Зато в личной беседе заверили: о народных слушаниях в Кузьминках первый раз услышали от нас, очень неожиданно, от такой новости «даже волосы на голове зашевелились». Тем не менее посоветовали не распаляться и почитать, что вообще говорит московское законодательство о порядке проведения публичных слушаний…

— Если раньше публичные слушания были обязательны при согласовании градостроительных решений, то теперь они проводятся на усмотрение органов исполнительной власти как информационно-консультативные встречи, — просветил юридически подкованный собеседник. — Статус слушаний таков, что они не имеют юридических последствий, и принятые там решения не являются обязательными для исполнения. В случае с Кузьминками речь идет о строительстве развязки общегородского значения, и интересы отдельных людей могут нарушаться. Например, квартира, выходящая окнами на трассу, может терять в цене. Но, увы, за этим стоят интересы всего мегаполиса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27156 от 21 июля 2016

Заголовок в газете: Демократия на отдельно взятой улице

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру