Мегапроекты для Москвы

Российская столица впервые возглавила рейтинг 7 самых динамично развивающихся городов мира

Завершился Московский урбанистический форум (МУФ) — знаковое и долгожданное событие для специалистов со всего мира. Вот уже шестой год российская столица собирает на одной площадке лучших экспертов в области градостроительной политики, архитектуры и урбанистики. Своим опытом традиционно делятся мэры и представители властей разных городов мира: Берлина, Лондона, Барселоны, Нью-Йорка, Тель-Авива, Риги, Пекина, Осло, Будапешта. Количество участников мероприятия поражает воображение: 9 тысяч человек! Главной темой прошедшего Урбанистического форума стали быстрорастущие мегаполисы и технологии их динамичного развития.

Российская столица впервые возглавила рейтинг 7 самых динамично развивающихся городов мира
Фото: Агентство "Москва". Кирилл Зыков

Обсуждение шло в новом формате: вместо длинных дискуссий провели почти сотню компактных, ярких выступлений отраслевых гуру и «мозговые штурмы» по самым острым вопросам. При этом принять участие в брейн-шторме и поделиться своей позицией и инициативами наряду с экспертами могли простые москвичи, ведь именно им приходится каждый день испытывать все прелести и недостатки жизни в городе.

Обсуждения были дополнены наглядной фестивально-выставочной частью. В частности, для горожан организовали дни открытых дверей в офисах ведущих градостроительных компаний и открыли дополнительные фестивальные площадки прямо на улицах, в скверах и парках, которые сами служат образцами городского благоустройства.

Кроме того, в рамках фестиваля была представлена мультимедийная выставка, где посетители могли больше узнать о мегапроектах столицы: строительстве МКЖД, стадиона «Лужники», реконструкции набережных Москвы-реки, проекте «Моя улица». Эти проекты привлекают сегодня основные городские инвестиции, стимулируют запуск других крупных проектов, здесь обкатывают новые технологии и пытаются создать новое узнаваемое лицо города.

Вот эта улица, вот этот дом

О благоустройстве столичных улиц сегодня в Москве не говорит разве ленивый, но, как заметил мэр Сергей Собянин, москвичи уже сделали выбор и дали оценку переменам своим поведением, а именно кратным увеличением отдыхающих на обновленных улицах.

— Те, кто говорит: «Зачем вы благоустраиваете улицы? Сейчас не время. Сейчас кризис, сэкономьте деньги. Направьте их куда-нибудь еще», — не учитывают, что создание комфортной благоустроенной среды в городе дает возможность развиваться торговле, индустрии услуг, турбизнесу, привлекает огромное количество людей на площади, улицы Москвы, создает другую атмосферу, — говорит Сергей Собянин. — Мы постарались, чтобы 200 с лишним дней в году на обновленных улицах кипела культурная и торговая жизнь. Только каждый столичный фестиваль посещают по 6 млн человек. И в целом благоустройство способствует развитию экономики, а не является каким-то заведомо убыточным проектом.

Фото: Агентство "Москва". Андрей Любимов

По статистике горадминистрации, число пешеходов на благоустроенных улицах увеличивается минимум в два, а иногда и в четыре-пять раз, возрастает популярность велодвижения, открывается больше кафе, ресторанов, магазинов и других объектов обслуживания на первых этажах домов. Согласно результатам голосований на портале «Активный гражданин», 1, 38 млн москвичей, 86% респондентов, поддержали проекты преображения улиц в 2016 году. Более того, жители города сами высказали свыше 500 тысяч предложений.

Городские власти не собираются останавливаться на нынешнем этапе.

— Участки, на которые мы сегодня вышли, мы закончим с опережением на полтора месяца уже в середине августа, но чтобы реконструировать весь центр или хотя бы основные улицы, понадобится проводить работы и в 2017, и в 2018 годах, — отметил градоначальник, добавив, что в рамках реконструкции улиц будут соблюдаться интересы как водителей, так и пешеходов.

Столичная «стройка века»

Программа «Моя улица», нацеленная на создание благоприятной городской среды, стартовала весной 2015 года. К работе над ней привлекли лучших архитекторов Москвы, Санкт-Петербурга, европейских городов.

— Ничего подобного не было ни в Москве, ни в России последние 70 лет, — заявил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. — Это самый крупный проект в мировой практике, когда одновременно в течение нескольких месяцев реализуется такая огромная программа. Территорией на той или иной улице управляют около 15 различных ведомств, все действия должны быть четко согласованными — это сложная работа, но она под силу городу. В этом году мы нарастили мощности — задействовано 50 тысяч строителей, около 8 тысяч единиц различной строительной техники.

В 2015-м было благоустроено 47 улиц, в общей сложности 147 км пешеходного пространства. В том числе создали 60 дополнительных пешеходных переходов в центре Москвы, на 44 улицах разместили более тысячи фонарей, воссозданных по старым чертежам.

В программу 2016 года вошли уже 52 улицы протяженностью 120 км и 7 въездов в Москву — на пересечении МКАД с вылетными магистралями. А также 6 крупных парков и 50 парков шаговой доступности.

В 2017 году планируется благоустроить в рамках программы «Моя улица» 60 — максимум 70 улиц. «Количество ремонтируемых улиц будет увеличиваться, когда мы выйдем за пределы Малого кольца железной дороги», — сказал Петр Бирюков.

Стандарты качества для московских улиц

Специально для проекта «Моя улица» эксперты КБ «Стрелка» разработали стандарт благоустройства улиц, где комплексно прописаны подходы к экологии, торговле, озеленению, транспорту. Один из главных девизов проекта: «Улица — для человека». То есть, город повсеместно должен становиться более комфортным и более отзывчивым к нуждам москвичей.

Специалисты насчитали в Москве более 3,5 тыс. улиц и разделили их на десять типов в зависимости от расположения, транспортной и пешеходной загруженности и прочих показателей: четыре типа центральных улиц (расположены в пределах Садового кольца), два — срединных (между Садовым и Третьим транспортным кольцом), еще четыре — периферийные (от ТТК до МКАД). Для каждого типа выделили свои особенности благоустройства и предложили 150 уникальных решений. Кроме того, для ряда ключевых улиц — Тверской, Нового Арбата, Волхонки — подготовили индивидуальные проекты.

Как пояснила руководитель проекта по разработке стандарта благоустройства, архитектор КБ «Стрелка» Екатерина Малеева, специалисты также продумали инновационные решения (покрытия, способные снизить загрязнение воздуха на 20–30%; особые шумопоглощающие экраны, дымовые датчики) для наиболее проблемных территорий, таких как вылетные магистрали города. «Этими улицами пользуется больше всего людей, поскольку вдоль них, как правило, расположено много станций метро, — подчеркнула Малеева. — Но из-за большого автомобильного потока это самые опасные улицы с точки зрения шумового и атмосферного загрязнения».

— Если говорить о рабочих претензиях к подрядчикам, то они есть, — признал Петр Бирюков, — так как есть и контроль качества, а самый главный контролер — это москвич. Мы открыли на порталах «Наш город» и «Активный гражданин» линию, куда можно обратиться и высказать свои жалобы и предложения. Создали специальные центры по программе «Моя улица», куда можно обратиться.

Садовое кольцо вдоль и поперек

Особое внимание уделили и Садовому кольцу, которое хоть не является вылетной магистралью, но используется автомобилистами как один из основных транзитных путей и создает в центре города не самую благоприятную картину.

— Садовое кольцо состоит из 18 улиц и 18 площадей — это страшно разрозненное, разделяющее город пространство, — говорит архитектор Дарья Парамонова. — Здесь небезопасно из-за слишком высокой скорости движения автомобилей, низкого качества экологии. Общественные пространства не используют свой потенциал. Проанализировав эти вопросы, мы пришли к трем основным пунктам нашей концепции. Во-первых, необходимо поработать с транспортной схемой и сбалансированно сместить приоритет от автомобиля к общественному транспорту. Во-вторых, надо вернуть на Садовое сады и зелень. Наконец, надо активизировать знаковые территории — площади, сделать их новыми точками притяжения в городе.

Фото: Агентство "Москва". Андрей Любимов

По словам специалистов, после реконструкции в рамках программы «Моя улица» на Садовом кольце появятся новые сквозные проезды со светофорами только для общественного транспорта — автобусы и троллейбусы смогут напрямую проезжать через кольцо между улицами Долгоруковская и Малая Дмитровка, а также между Большой Никитской и Баррикадной. В результате уже в этом году шесть маршрутов городского транспорта — троллейбусов № 3, 47 и 79 и автобусов № 6, 39 и 64 — избавятся от необходимости петлять, чтобы переехать через Садовое кольцо, и сэкономят пассажирам от 8 до 27 минут.

Открытие новых прямых пересечений Садового кольца даст возможность запустить в перспективе новые протяженные маршруты, соединяющие отдаленные районы Москвы. Рассматриваются, например, маршруты от Савеловского вокзала через ул. Малая Дмитровка и ул. Охотный Ряд на Ленинский проспект; из Крылатского через ул. Красная Пресня и ул. Большая Никитская на ул. Охотный ряд и Китай-Город; с ул. 1905 года на ул. Большая Никитская, ул. Охотный Ряд и ул. Покровку в район метро «Бауманская»; с Хорошевского шоссе через ул. Красная Пресня и ул. Большая Никитская на ул. Охотный Ряд и Павелецкий вокзал.

Путешествие по Москве будущего и прошлого

Наглядно продемонстрировать, ради чего сейчас москвичи временно терпят неудобства и что будет в городе, когда реализация программы «Моя улица» завершится, посетителям МУФ помог стенд, полностью посвященный мегапроекту «Моя улица».

Здесь можно было познакомиться и с огромной базой данных об инженерных коммуникациях столицы, собранных для реализации проекта (сколько в городе электросетей, какова протяженность водопровода и водостока, объемы потребляемого газа и т.п.), и с исследованиями уязвимых мест городской среды (например, проблема с инфраструктурой для маломобильных групп граждан и пути ее решения).

Кроме того, на стенде гости могли увидеть, как менялась Москва с начала 20-го века до наших дней — на мозаичном экране разместили множество архивных фотографий города, а также снимки, сделанные в мае 2016 года обладателем Пулитцеровской премии Винсентом Лафоретом. Чтобы запечатлеть Москву с самого выгодного ракурса, он поднялся над городом на вертолете на высоту 10 тысяч футов (выше 3 км).

Центром экспозиции стал черный куб со схемой, которая буквально оживала, если на нее навести камеру планшета, и превращалась в виртуальный кусочек «города будущего» — Москву с удобными улицами, безопасными пешеходными переходами, красивыми аллеями, велосипедными дорожками, доступным транспортом и многим другим.

Кстати, на портале открытых данных Москвы власти опубликовали карту археологических находок, сделанных во время благоустройства столичных улиц. Сейчас на ней можно увидеть описания и фотографии 23 самых значимых находок. Например, маточник фальшивомонетчика XVII века, с помощью которого изготавливали штемпели для печати монет; снимки деревянной мостовой под нынешней Тверской улицей XVII—XVIII веков. Список будет постоянно пополняться и уже в ближайшее время на портале появятся все экспонаты выставки, которая сейчас проходит в Музее Москвы, включая фото кабака елизаветинских времен на Театральной площади. Всего за два года работ по программе «Моя улица» археологи нашли больше тысячи предметов быта древних москвичей.

Наземное кольцо метро

Один из городских мегапроектов — запуск пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, намеченный на осень 2016 года. (Тестовая обкатка на поезде «Ласточка» уже началась 1 июля и продлится месяц.) МКЖД существует более 100 лет, за которые дважды менялось назначение путей — от пассажирского к грузовому и обратно.

Теперь МКЖД фактически станет наземной кольцевой линией столичного метро и дополнит единую транспортную систему города (за прошедшие 5 лет построено 34 км линий, введены свыше 400 км дорог). Протяженность кольца составит 61 км (около 75 минут пути). В МКЖД войдут 31 станция, из них более половины с пересадками: на линии подземки и радиальные направления ж/д. Всего у горожан появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по столице. На первом этапе помогать пассажирам сориентироваться и выбрать оптимальный маршрут будут около 80 волонтеров.

Уже утвержден график, согласно которому в будние дни станут отправляться 134 пары поездов, в выходные 120 пар. По экспертным оценкам, к 2020 году число ежегодно перевозимых пассажиров составит 120 млн человек. Наибольший поток в момент запуска МКЖД ожидают на крупных станциях «Ярославская», «Сити» и «Площадь Гагарина».

Ж/д должна уменьшить транспортную нагрузку на центральную часть города и придать новый импульс развитию ранее отдаленных территорий. В благоустройстве территорий возле Московской кольцевой железной дороги задействованы около 18 тыс. человек.

«Мы планируем развивать порядка 3-4 км вокруг МКЖД — это 10 тыс. га. Из них 3 тыс. га сейчас чисто промышленные зоны, которые попадут в первую зону урбанизации», — рассказал в ходе МУФ заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Примером реорганизации может служить проект по бывшему автозаводу ЗИЛ (более 300 га) — здесь создается многофункциональный район на уровне мировых стандартов, с жилой застройкой, развитой социальной инфраструктурой, рабочими местами на 46 тыс. человек и парковая зона.

Побережье Москвы-реки

Еще один проект, в том числе благодаря которому Москва впервые стала лидером рейтинга PWH, семи самых динамично развивающихся мегаполисов мира, оттеснив на второе место Пекин, — обустройство территорий, прилегающих к акватории Москвы-реки. Основной принцип — сделать реку активной, доступной и чистой.

Согласно планам, на территории почти в 12 тыс. га к 2035 году будет построено 28,4 млн кв. м

недвижимости, 12 новых транспортных мостов и столько же пешеходных, появится 64 км набережных, создадут более 900 тысяч рабочих мест. Вдоль реки возникнут 40 общественных центров, которые станут новыми точками притяжения для жителей и гостей столицы.

Среди них такие знаковые, как парк «Зарядье» с 4 климатическими зонами, смотровой площадкой, Филармонией (комплекс будет сдан в 2018 году); реконструируемый к ЧМ по футболу спорткомплекс «Лужники» (в частности, новая канатная дорога свяжет смотровую площадку Воробьевы горы, Воробьевскую и Лужневскую набережные); Большой Сити и т.д.

На месте бывшего Тушинского аэродрома вырастет район спорта и инноваций. На территории Нагатинской поймы будет построен первый в Москве парк развлечений мирового уровня «Остров мечты».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру