О конфликте вокруг усадьбы «Кусково» «МК» уже писал. История тянется три года, с тех пор как было принято решение о строительстве участка новой трассы на территории лесопарка. Возникшая инициативная группа москвичей забила тревогу, опасаясь, что стройка магистрали приведет к вырубке 20 га исторического лесопарка, повреждению старейшего в округе храма Успения Пресвятой Богородицы 1644 года, а также авариям Люберецкого канализационного коллектора. Но ни публичные слушания, ни обращения в прокуратуру, а также в Совет по правам человека, к представителям Госдумы, в Минкульт, патриархию и в Администрацию Президента не смогли помешать началу масштабной вырубки.
— Рано утром 22 июня три бригады начали бензопилами валить столетние дубы больше метра в диаметре, а заодно липы и березы в так называемой запрудной части усадьбы, в районе платформы Плющево Казанской железной дороги, — рассказывает «МК» одна из активисток, Ирина Кузнецова. — Чудом происходящее в ранний час заметил местный житель, проезжая на машине. Тут же по тревоге поднялись и приехали наши мужчины, стали звонить в полицию. Инспектор лесничества «Кусково» Александр Лосев примчался как ошпаренный — он только от нас узнал о происходящем. Никаких документов бригадники не предъявили, активисты хотели блокировать выезд. Но прибывшие сотрудники УВД «Вешняки», не занимая ни одну из сторон, взяли ситуацию под свой контроль. При этом заметили, что без ограждений и каких-либо опознавательных знаков происходящее похоже не на строительство, а на бандитскую вырубку.
По словам Кузнецовой, 23 июня местные жители установили дежурство на площадке, чтобы не допустить дальнейшего лесоповала. На месте также появились некие рабочие, которые пока ничего не делают, а «примериваются к обстановке», видимо, чтобы начать установку ограждений и знаков. По оценке активистов, сейчас погублено около сотни деревьев — махины, в последний раз набравшие в этом году сочную листву, лежат на земле; перепуганные птицы до срока покинули гнезда.
— 14 апреля Мосгорстройнадзором было выдано разрешение на запуск строительных работ, — говорит москвичка. — Так что формально в любой момент могут начать валить деревья хоть у самого дворца безо всяких порубочных билетов. Мы требуем признать незаконность разрешения. Сейчас Генпрокуратура проводит повторную проверку, были заключения о незаконности со стороны Минкульта. Сегодня главная задача — добиться предписания о приостановке работ. Пострадавшая территория относится к памятнику садово-паркового искусства регионального значения «Усадьба «Кусково», а часть с дворцовым ансамблем и Музеем керамики находится под охраной федеральных властей, но фактически все это единый комплекс, одно родовое имение династии Шереметьевых.
■ ■ ■
Тем временем в другой части города развернулась драматическая история, сообщение о которой в соцсетях известного блогера Ольги Табунщиковой буквально за сутки собрало около 15 тысяч откликов и перепостов.
«75 лет назад жильцы нашего и двух соседних домов (угол Ленинского проспекта и улицы Академика Петровского) высадили во дворе несколько кустов жасмина, — написала на своей странице Ольга. — Началась война. И родилась традиция. Уходящие на фронт бойцы, наши соседи, сажали по кусту жасмина к тем, что уже есть. На фоне жасмина фотографировались на память, уходя на фронт. На фоне жасмина фотографировались те, кто вернулся. Каждый год 22 июня и 9 мая жильцы домов собирались у жасмина, чтоб вспомнить тех, кто не вернулся… 22 июня 2016 года. Жильцы нашего и двух соседних домов пытаются спасти память. Третью неделю мы пытаемся спасти наш маленький мемориал. Третью неделю мы вообще пытаемся спасти наши дворы, нашу прекрасную липовую аллею...»
Как поясняет Ольга, местные жители — бывшая профессура МГУ со средним возрастом под 50 лет, а старейшей соседке, Ирине Иезекиильевне, 101 год, она одна из тех, кто сажал жасмин и помнит дни войны. Этим людям радости тихой аллеи гораздо ближе бодрых игровых площадок и активностей, которых к тому же хватает в парке Горького, расположенном через дорогу.
Как только в Сети появился трогающий душу короткий рассказ с фотографиями, кто-то сразу осторожно призвал не слишком доверять автору: мол, кусты никто трогать и так не собирался. Однако взрытая техникой земля наглядно говорила о благоустроительном рвении исполнителей. А когда дело дошло до СМИ, то уже и в управе «Якиманка» не смогли делать вид, что ничего чрезвычайного не происходит.
— Мы не сразу всполошились, сначала думали, что просто в очередной раз нам решили заменить дорожки. Но с 12 июня каждый день жильцы собирались, чтобы прекратить творящийся беспредел, — поделилась с «МК» Ольга. — Только общественный резонанс помог нам изменить ситуацию. На связь вышло руководство управы, пресс-секретарь по телевидению выступила с заявлением, что со дня на день будет представлен новый план благоустройства озелененного участка, по которому предусматривается перенос площадки. Сейчас смотрю в окно и вижу, что наш жасмин по крайней мере аккуратно огородили.
Среди прочего Петр Первый вошел в историю повелением рубить боярские бороды и длинные рукава кафтанов, дабы не отставать от просвещенной Европы, но когда в наши дни с таким же энтузиазмом пытаются рубить под корень памятные для народа аллеи и парки — из этого, увы, может получиться совсем другая история…