...Семь часов утра, сонная Москва начинает оживать. На выхинской платформе в сторону центра скапливаются еще не проснувшиеся москвичи: два ряда, три ряда, четыре... За тех, кто еще в дреме стоит у самого края платформы, испытываешь неподдельный страх. Приезжает долгожданный поезд, уже, казалось бы, забитый до отказа «счастливчиками» из Жулебина и Котельников. Двери закрываются, поезд отъезжает и... на платформе остается еще больше народу. С 7 до 9 утра пассажиры прибывают в геометрической прогрессии, и за счастье считается не то чтобы сесть, а просто влезть в поезд.
В это время суток поток пассажиров из центра значительно меньше. А для каждого шестого поезда Московского метрополитена, идущего в сторону области, станция «Выхино» — конечная. Пассажиры выходят. Двери закрываются, состав следует в отстойник. Стоит там пару минут и уже абсолютно пустой подъезжает к платформе напротив, в сторону центра, где плотно сомкнули ряды остальные пассажиры.
— Некоторые особо хитрые москвичи придумали схему: они ждут, пока на платформу в область приедет поезд и высадит всех пассажиров. А потом заходят в вагон, комфортно располагаются и подъезжают к платформе, где их ждет, по ощущениям, пол-Москвы, — рассказывает и.о. начальника отдела транспортной безопасности на рампах метрополитена и проходов в тоннели службы безопасности Геннадий Артамонов.
В 7.36 на платформу приходит первый «оборотный» поезд. К его дверям сразу слетаются сотрудники безопасности метро в синих жилетах: не из праздного любопытства, а чтобы «попросить» зазевавшихся москвичей из вагона. Одни покорно покидают состав, другие игнорируют требования и продолжают путь уже в пустом поезде.
— А мне по-другому просто никак, — рассказала нам пожилая пассажирка по имени Татьяна. — Если я сейчас не сяду, то буду стоять до самой «Пушкинской». А мне иногда бывает дурно, то в холод, то в жар бросает. Что делать? Тем более и толкнуть могут, и кошельки вытаскивают... Я живу в Выхине 20 лет, и такая толпа появилась только после открытия «Котельников». А что делать-то теперь? Тем более раньше не гоняли...
Вслед за нашей собеседницей в вагон юркнули еще четыре пожилые дамы. Проверяющие не замечают их или не хотят замечать.
Как нам объяснил Артамонов, «гонять» хитрых пассажиров стали после жалоб самих же москвичей. Людям по ту сторону платформы не нравилось, что состав к ним приезжает битком.
— Когда наши ребята еще не следили здесь за порядком, то в поездах уезжали по 60–80 человек — свободных мест не было, — рассказывает Артамонов. — Сейчас — 15–20 бывает.
Действительно, в каждом поезде, следующем в тупик, есть такие нарушители. На выгоняющих их сотрудников метро пассажиры смотрят хмуро.
— Я не слышала, что поезд едет в тупик... — начала оправдываться нарушительница, к которой мы подсели в пустом вагоне (проехаться по запрещенному участку нам разрешили сотрудники метро). — Это в первый раз, больше так не будет...
— Вас не смутило, что все вышли?
Озадаченная женщина не выдерживает и «выливает» все, что накипело в душе:
— Там такая ветка! Вы не знаете! В вагон просто не зайти! Я по 10–15 минут жду поезда, чтобы хотя бы стоя доехать! Он приходит переполненный, и на «Рязанском проспекте», и в «Котельниках» толпа народу заходит! И почему я должна ехать в таких условиях за свои же деньги?
Под гневную тираду москвички доезжаем до противоположной платформы. Двери открываются, и в ту же секунду от собеседницы нас уносит людской поток.
Среди «оборотников» есть и молодые парни в наушниках, притворяющиеся спящими, и крепкие мужчины, особенно злящие законопослушных москвичей. А есть и старенькие бабушки, у которых сил нет на больных ногах стоять до самого центра.
— Буквально пару дней назад ко мне подошла старушка, — вспоминает Артамонов. — Говорит: внучок, мне сегодня 75 лет, посади меня в поезд, иначе не доеду. Ну как тут отказать, посадил бабушку. И тут же подлетает молодой парень: зачем вы ее усадили, вы выборочно относитесь к нашим пассажирам! Хотя и бабушки разные бывают. Тоже недавно на такой вот поезд садятся три бабушки и отказываются выходить. К ним в вагон зашел сотрудник полиции, чтобы вывести, так они на него втроем набросились. Мы еле отбили полицейского!
Самая невинная категория граждан — те, кто действительно заснул или не услышал объявления.
— А что, нужно было выйти? — девушка, оторвавшись от планшета, смотрит на меня круглыми от удивления глазами. — Хоть бы опять на «Рязанский проспект» не уехать...
Большинство из тех, кого высаживают, задают вполне резонный вопрос: что я нарушаю и кому врежу своим присутствием в вагоне?
Службы московского метро напирают на совесть пассажиров: некрасиво занимать места в пустом поезде, на который жадно глядят ваши же коллеги с соседней платформы. Но штраф за неэтичность не выпишешь и из вагона не выгонишь.
При этом согласно правилам пользования Московским метрополитеном находиться в составе, который не перевозит пассажиров, — это значит нарушать транспортную безопасность. А это уже вполне материальная санкция: 100 рублей по законам города Москвы и от 1000 до 2000 в соответствии с законодательством РФ. Штрафы планируют увеличить. Однако редко кто выходит из метро со штрафной квитанцией в кармане.
— Сотрудники службы безопасности могут потребовать от пассажира выйти, но вывести его силой — нет, таких полномочий мы не имеем, — объясняет Артамонов. — Это вправе совершать только сотрудники полиции или ГКУ «Организатор перевозок». Но смотрите: сегодня на платформе всего два полицейских на весь поезд. Сотрудников ГКУ нет вообще. Бегать от одного вагона к другому полицейский не может — это задерживает весь поезд, который стоит на платформе всего ничего. Мы можем только взывать к совести москвичей.
Так и ездят нарушители или просто любители комфорта безнаказанными. С одной стороны, понять жителей Выхина можно. С другой — метрополитеновцы борются не столько с любителями поспать и удобно посидеть, сколько с явными злоумышленниками.
— За пять минут, пока поезд стоит в тупике, пассажир может спокойно разжать двери, выйти и все что угодно сделать, — объясняет Артамонов. — Подложить что-нибудь на рельсы или разрисовать поезд... А если вагон разукрасили, то надо снимать весь состав.
Ситуация остается открытой: подобная картина в Москве почти на всех конечных станциях метро: «Бульвар Дмитрия Донского», «Планерная», «Алтуфьево»... Однако сотрудников полиции или иных служб просто не хватает на всю многомиллионную Москву. Тем более как быть с пожилыми людьми, которым просто противопоказано лезть в толпу? Остается действовать по обстоятельствам.