Итак по порядку.
«Комплекс противоаварийных работ был проведен на основании выданного Мосгорнаследием разрешения в соответствии с согласованным проектом, – сообщает руководство департамента. – Теперь по форме башни внутри нее выстроена специальная металлическая конструкция, поддерживающая ярусы башни и позволяющая разгрузить их. Всего таких точек разгрузки 24.»
– Могу предположить, что на самом деле закончившиеся (теперь уже и официально) противоаварийные работы – лишь подготовка к аварии башни, – не скрывает своего скептицизма Сергей Арсеньев. – Специалисты, с которыми нам довелось общаться – в том числе и зарубежные, – не уверены, что эта вновь созданная подпорная конструкция стоит настолько прочно, что сможет в случае чего удержать от обрушения Шуховскую башню. Вполне допускаю вариант, что этот «костыль»-подпорка, наоборот, лишь ухудшит ситуацию. Каждый из стержней нового каркаса опирается на отдельный фундаментный блок. Но грунт в этом месте очень ненадежный, насыщенный плывунами. Так что нельзя исключать, что некоторые из фундаментных блоков могут неожиданно начать проседать. В итоге новая опорная конструкция неминуемо накренится и при этом станет давить своей массой на элементы самой башни и, значит, только усугубит опасность ее деформации и разрушения.
Кстати, о фундаменте. В растиражированных сейчас многими СМИ пояснениях представителей Департамента культурного наследия Москвы говорится: «...был проведен монтаж отдельно стоящих монолитных железобетонных ростверков под опоры башни усиления...» А теперь давайте откроем энциклопедию и уточним, что же обозначает такой красивый технический термин. «Ростверк (нем. Rostwerk, от Rost – решётка и Werk – строение) – горизонтально расположенная часть свайного фундамента, воспринимающая и передающая нагрузку от стен здания (сооружения) на сваи. Кроме этого функциональное назначение ростверка состоит в равномерном распределении всех усилий посредством объединения отдельных свай в единую конструкцию.» То есть «отдельно стоящие монолитные железобетонные ростверки» – это парадокс. Такой же, как, скажем, «травоядный тигр». Значит, либо кто-то из спикеров в данном случае запутался, либо журналист, готовивший это сообщение, исказил смысл услышанного, либо строители там, на площадке Шуховской башни, создали сейчас нечто «эксклюзивное». Конечно, интересно было бы посмотреть, но, увы, попасть туда почти невозможно. В последний раз наши волонтеры смогли зафиксировать на фото опоры новой противоаварийной конструкции пару месяцев назад, с той поры там многое могло поменяться.
Мы до сих пор ничего толком не знаем про то, как собираются в дальнейшем осуществлять реставрацию уникальной башни. Логично было бы проводить поэтапный осмотр и ремонт каждого стального элемента шуховского «гиперболоида». Те части конструкции, которые сильно пострадали, заменять новыми, но изготовленными из аналогичного материала и с сохранением всех геометрических особенностей. Вообще без замены отдельных элементов, увы, уже не обойтись: башня слишком долго пребывала в запущенном состоянии, ее не красили десятки лет. В итоге по имеющимся у нас данным, например, кольцо, смонтированное на высоте 100 метров, так сильно проржавело, что в образующих его стальных профилях образовались дыры, в которые кулак может пролезть...
– Я продолжаю настаивать на том, что судьба столь значимого даже в мировых масштабах памятника, каким является Шуховская башня, должна обсуждаться публично, – заявляет Владимир Шухов-младший. – В частности, информация о конструкции вновь созданной опоры, о том, какие материалы использовались при ее сооружении, должны находиться в свободном доступе. Вообще чтобы вся эта эпопея со спасением башни развивалась нормально и не вызывала тревоги у специалистов, нужно обеспечить в данном вопросе максимальную гласность. Было бы правильно, например, организовать круглый стол под эгидой Минкульта, где всеми заинтересованными сторонами обсуждались бы вопросы о предполагаемом проекте реставрации, методах ее проведения... И наконец, даже если все строительно -реставрационные усилия нынешнего «хозяина» Шуховской башни – ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), увенчаются успехом, это в будущем мало изменит ситуацию: отреставрированный «гиперболоид» по прежнему будет находиться на закрытой территории отгороженный от всех заборами и колючей проволокой и станет потихоньку опять ржаветь вдали от тысяч потенциальных туристов и экскурсантов. Выход один – как можно скорее сменить владельца, поскольку представители РТРС и не скрывают, что Шуховская башня им не нужна и является лишь обузой.