Такой вот жертвой человеческой деятельности может стать еще один дуб-ветеран. В крошечном парке по адресу Нижняя Радищевская, д. 5, стр. 1, чахнет дерево, которому, по уверениям местных жителей, более 200 лет. Выходит, что дуб пережил пожар 1812 года, преодолел трудности страшных военных холодов 1941-го, даже во времена беспредела «точечной застройки» 1990-х жители смогли его отстоять. Но наши дни могут стать для него последними. Есть ли шанс у растения выжить в городских джунглях, выяснял корреспондент «МК».
По адресу проживания дуба-ветерана возводят административно-выставочное здание. Строительная площадка огорожена высоким забором, затянутым строительной сеткой, калитка на замке. Но даже над забором еще на добрый десяток метров возвышается дуб-гигант.
— Видите, какие листики маленькие? За городом у дубов вся крона полностью в листьях, а этот никак не может раскрыться, — говорит нам местный житель Иван Викторович. Именно он по поручению общественности начал бить тревогу. — Все жители этот дуб знают. Здесь рядом школа, и школьники здесь всегда собирали желуди для поделок. Всегда на этом месте была открытая площадка, на которой гуляли с детьми. Многие деревья здесь вырубили. Еще в постперестроечные времена эту землю собирались купить. Построить какие-то дома, а первым делом дуб спилить… Жители близлежащих домов, тогда это еще была улица Володарского, даже устраивали пикеты. Они выяснили тогда, что дуб старинный, что в соседнем доме останавливался Мюрат, дуб пережил и французов, и пожары… Тогда этот дуб отстояли. Вокруг парка была сделана ограда. А когда началось строительство выставочного центра, первым делом затянули все сеткой и все раскопали. Те, кто на верхних этажах живет, видели, что на расстоянии меньше метра от корней прокладывали коммуникации в глубокие траншеи. Потом весь участок заложили плитами. В таких условиях все деревья, находящиеся на этом участке, просто погибнут. Там же доступ влаги к корням перекрыт полностью!
Мы прошли внутрь огороженной территории. Кроме дуба там томится еще много деревьев, закованных в бетон. Каждое из них, конечно, огорожено высоким заборчиком, призванным защитить их от повреждения строительной техникой. Но видно, что бетонный плен явно не пошел им на пользу.
Однако ведь строители не сами придумали именно так обойтись с деревьями на стройплощадке. Существуют ли какие-то правила?
— Да, разумеется. Все деревья на стройплощадке посчитаны и занесены в ведомости, — говорит нам специалист по согласованиям одного из крупнейших московских застройщиков Александр Бежский. — Когда проект проходит стадию согласований во всевозможных инстанциях, в обязательном порядке есть стадия и экологической экспертизы. В дендрологической части проекта обозначается, какие деревья можно срубить, каким — обеспечить сохранность. По действующим СНиПам дерево должно быть обнесено защитным коробом не ниже двух метров, все работы по прокладке коммуникаций должны проводиться не ближе 1,5 метра от корней дерева, а вот ограничений на то, как близко от ствола должны лежать бетонные плиты, в СНиПах нет. Единственное, можно с уверенностью утверждать, что плиты лежат на песчаной подушке высотой не менее 10 сантиметров, и она, возможно, защитит корни дерева от деформации.
Кстати, плиты эти укладываются в строгом соответствии со стройгенпланом. В каждом округе Москвы имеются организации, осуществляющие экологический контроль за строительными площадками. Они проводят инспекцию и имеют право штрафовать строительные фирмы за ненадлежащее содержание растений. Возможно, местные экологи не так тщательно проверяли данную стройплощадку? Или их все устроило?
— Конечно, для растения такого солидного возраста нарушение корневой системы очень опасно. К тому же дубы не очень любят жить в стесненных условиях. В парках — сколько угодно, а в стесненных условиях — не любят, — говорит старший научный сотрудник кафедры высших растений МГУ Сергей Майоров. — Плиты, лежащие более года, могут нанести очень серьезный ущерб растению. Дубы в принципе не любят уплотнения почвы. Возможно, этот будет потихонечку усыхать. В Германии, например, если дереву более двухсот лет, его ставят на особый учет, приклеивают на него специальный значок, и без экспертизы на него дыхнуть нельзя.
Окончание строительства намечено на второй квартал 2017 года. Надежда остается, впрочем, на самих застройщиков. Присутствующий на площадке руководитель проекта Дмитрий Сгонов заверил «МК», что в ближайшее время плиты будут отодвинуты от дерева, а корни засыплют специальной почвосмесью, используемой для высадки растений в период послестроительного благоустройства территорий. Будем надеяться, что Дмитрий Михайлович свое слово сдержит, и дерево все же будет спасено.