В 2014 году город принял новые правила оформления и расположения летних веранд на улицах города. Сначала для кафе в пределах Садового кольца, в 2015‑м — в пределах Третьего, а в 2016‑м этим правилам должны соответствовать уличные кафе по всей Москве.
Отныне запрещено устанавливать шатры, дачную мебель и глухие металлические ограждения. Над головами посетителей должны быть зонты пастельных оттенков, маркизы и навесы не выше первого этажа. Если несколько кафе идут одно за другим, они должны быть оформлены максимально однотипно. Можно, конечно, предложить индивидуальный проект, но его придется согласовывать в Москомархитектуре.
— Если владельцы отслеживали ситуацию и проходящие изменения, то они все уже привели свои заведения в соответствие со стандартами, — говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. — Вопросы возникали в первый и второй год введения стандартов. Сейчас уже все в порядке. Однако нужно понимать, что индивидуальный проект не рассматривается в рамках привязки просто к одному кафе. По той простой причине, что рядом может быть еще одно кафе, второе, третье. И если один индивидуальный проект смотрится нормально, то, будучи рассмотренным в перспективе, вполне возможно, станет резать вам глаз. Так что и индивидуальные проекты рассматриваются в рамках той улицы, на которой находится данное предприятие питания.
Но главное: любое кафе должно находиться не ближе пяти метров от пешеходных переходов и 10 метров — от остановок наземного транспорта. А расстояние от края веранды до проезжей части не должно превышать 2,25 метра. Вот из-за этих строгостей на узких улочках в центре города невозможно пристроить веранду. При этом даже на широких тротуарах посетители «закрытых» ресторанов имеют обыкновение выходить на улицу, дабы «продышаться». И так или иначе заполняют свободное пространство на тротуаре.
— Что касается расстояния от края тротуара, то в Санкт-Петербурге допускается 2 метра, а в Париже — всего один, — продолжает Бухаров. — Мы попросили Москомархитектуру, чтобы она в индивидуальном порядке на отдельных улицах замеряла поток людей и, если улица тихая, допускала расстояние как в Париже — один метр.
Пока что Москомархитектура для улиц столицы с шириной тротуаров полтора метра обсуждает обустройство так называемых «компактных площадок». Например, вариант, когда в кафе открываются французские окна и вы как бы сидите на улице, но в то же время в помещении. Возможно, чиновники разрешат сделать сиденья в нишах.
Ну а пока мы решили измерить расстояние до проезжей части тех кафе, что существуют в рамках стандартов. На Новом Арбате на некоторых верандах нам даже пожаловались, что им пришлось сузить свою территорию, чтобы встать вровень со всеми остальными. Правда, нашлось одно кафе, которое явно выбилось за рамки и подкралось к дорожке дублера несколько ближе 2,25 метра. Но менеджеры признались, что про новые порядки ничего не слышали, да и народ по конкретно этому тротуару практически не ходит. А так — зонтики бежевые, мебель деревянная, ограждения маленькие. Все в рамках.
А как обстоит в этих общественных, в общем-то, местах с запретом на курение?
— На Арбате курить запрещено вообще, — сообщила нам официантка одного из кафе. — Поэтому и в кафе никто не курит.
Однако выяснилась одна любопытная подробность: стоит свернуть в переулок и пройти всего-то пять шагов, и вы вполне можете предаваться вашей вредной привычке с полным комфортом за столиком на любой веранде. Вам подадут пепельницу. Интересно, что это связано не только со стремлением не потерять курящего гостя, но и со стремлением не потерять его деньги. Некоторые (к счастью, очень немногие) гости, делая вид, что выходят на перекур, уходят не заплатив.
— Да, у нас бывают случаи, когда клиенты уходят, не оплатив счет, — рассказала нам официантка одного из арбатских кафе. — Вообще-то мы должны следить за гостем. И если он не заплатил, значит, вина твоя, и деньги вычитают из зарплаты. Правда мы, случалось, и бегали за ушедшими, и догоняли. Говорят: «Ой! Мы забыли!». Или: «Мы думали, что уже заплатили».
С вороватыми гостями на верандах так или иначе сталкиваются все официанты. Правда, говорят, что явление это не очень частое. Кто-то относится к этому философски: ушел и ушел. Кто-то пытается вернуть.
— Вообще-то мы надеемся на порядочность наших гостей, — говорит Кирилл, официант кафе на Новом Арбате.— Если видим подвыпившую компанию, просим расплатиться сразу. Иногда люди пытаются уйти, если, например, не хватило денег на карте или с собой нет достаточной суммы. Мы готовы подождать, пока деньги подвезут. Правда, были случаи, когда приходилось вызывать полицию.
Как бы то ни было, летние кафе позволяют существенно увеличить деловую активность в сфере услуг в период низкого сезона, что положительно сказывается на экономике города. Плюс к тому украшают город и способствуют развитию смежных отраслей (туризма и т.п.).
— Интерес к летним кафе зависит от места расположения. Если место не людное и находится вдали от интенсивного автомобильного движения, то в хорошую погоду летняя веранда имеет множество преимуществ перед закрытым помещением, — говорит финансовый аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. — По моим оценкам, в Москве в летний период потери, связанные с неоплатой услуг кафе, несущественно, но возрастают. На фоне увеличения трафика, впрочем, это не является для бизнеса важным фактором, который заметно влияет на рентабельность.