Московское метро отдадут под диджериду, йодль и самкур

Начался конкурсный отбор музыкантов, которым разрешат выступать в столичной подземке

Скрипка перебивает баян, фоном звучат арфы, флейты и гитары — в московском культурном центре «Северное Чертаново» какофония звуков. 19 апреля, в первый день прослушиваний проекта «Музыка в метро», 48 музыкантов — инструменталистов и вокалистов — борются за возможность выступать в столичной подземке. Предполагается, что в конечном итоге под сводами переходов пассажиры смогут услышать 30 лучших артистов. Играть они будут все лето. Корреспондент «МК» узнал, чьи голоса и звуки будут сопровождать москвичей по пути на работу.

Начался конкурсный отбор музыкантов, которым разрешат выступать в столичной подземке

Собрались как-то международник, экономист и преподаватель английского языка, и получилась… «Джангала» — пожалуй, самая необычная группа из выступающих в первый день прослушиваний. Теперь москвичи узнают, как звучит диджериду, ханг драм и индийская флейта мансури.

— Мы познакомились полгода назад в Варанаси, — рассказывает Александр. Он играет на австралийском духовом инструменте диджериду (извлекаемый звук невероятно похож на горловое пение). — Я по образованию преподаватель английского, в Индию поехал учиться. Мы там все трое и познакомились.

Колоритные ребята с дредами говорят, что никогда не играли на улице до этого. Хотя метро, по их словам, своей акустикой придаст инструментам удивительное звучание. Пока его расслышать сложно: рядом репетирует Оксана Дакинова на самкуре — иранских гуслях. Мелодия получается нежная и тонкая — Оксана не сомневается, что ее будет слышно в гуле московской подземки.

— Я сама из Калмыкии и по первому образованию — музыкант, — рассказывает девушка. — Второе — бухучет и аудит, а сейчас работаю в фармацевтической компании. Если получится пройти прослушивание, то запишу свой собственный диск.

А кому-то и записывать не надо: видео, на котором девушки поют в метро йодлем, уже набрало тысячи просмотров. Теперь они решили узаконить свою деятельность.

Мы с Дашей как-то на спор решили проехаться на эскалаторе в переходе на «Лубянку» и спеть наш тирольский йодль, — рассказывает солистка и «автор» йодля Настя, — множество положительных отзывов было! Мы решили — почему нет?

В «Альпенюнгс» — так называется группа — кроме голоса есть аккордеон и бас-гитара. Настя и Даша в цветастых платьях альпийских молочниц и их коллега Павел учатся в Высшей школе музыки имени Шнитке и работают по профессии — играют в ресторанах. И хотя, по общему мнению, уличные музыканты скорее самоучки, чем профессионалы, первых здесь было явное меньшинство. И каждый пришел за чем-то своим: кто-то себя показать и на других посмотреть, а кто-то с прямым намерением найти работу.

— У меня семья из четверых человек, всех кормить надо, — говорит саксофонист Артур Фоменко. — Играю всю жизнь, появился случай освоить новую площадку.

В такой роли — волнующихся участников — были недавно и некоторые из членов жюри, которым сегодня доверен выбор лучших.

Музыканты собрались на прослушивание для проекта "Музыка в метро"

Музыканты собрались на прослушивание для проекта "Музыка в метро"

Смотрите фотогалерею по теме

— Из восьми коллективов, которые мы успели почти за час прослушать, мне пока запал в душу только один, — вспоминает артист Дима Догма, — у них невероятная энергетика. Но главный критерий, конечно, профессионализм. Неважно, метро это или нет, — он должен профессионально задавать настроение, причем хорошее. Конечно, мы их поддерживаем и подбадриваем. Я сам недавно волновался, когда участвовал в конкурсе «Жара».

Несмотря на то что сцена, пусть и уличная, для многих — постоянное место работы, перед выходом под софиты волнуются все.

Некоторым удается удивить жюри: выступление группы «Джангала» судьи записывали на мобильники, а слушатели в небольшом полутемном зале не дышали, слушая их «Морской бриз».

— А вы точно сюда пришли? — духовой квинтет в красных бабочках поразил певицу Юлию Плаксину качеством и слаженностью игры. — Жаль, что у меня уже прошла свадьба, а то бы позвала…

После небольшого перерыва подходят еще двадцать пять артистов — в кокошниках или строгих платьях, с гитарой или виброфоном, играющие блюз и джаз. Как нам рассказал директор Московского продюсерского центра Андрей Петров, результаты появятся уже через пару дней после второго прослушивания 21 апреля.

Музыканты собрались на прослушивание для проекта "Музыка в метро"

Музыканты собрались на прослушивание для проекта "Музыка в метро"

Смотрите фотогалерею по теме

Между тем. Использовать шумоизмерители для определения уровня громкости инструментов, на которых играют в столице уличные музыканты, предложили властям общественники.

Как рассказал «МК» председатель Московской организации артистов уличного жанра Сергей Садов, такие карманные приборы для измерения громкости звука могут носить с собой, например, сотрудники туристической полиции или дружинники, которые патрулируют улицы и парки города. В случае необходимости они могли бы измерить с их помощью уровень шума, если вдруг кто-то решит, что музыкант играет слишком громко.

— Такой шумоизмеритель похож на обычный мобильный телефон, его можно носить с собой. Поэтому никаких дополнительных конструкций на площадках устанавливать не нужно, — пояснил Садов.

В настоящее время, напомним, столичные власти разрабатывают правила выступлений музыкантов на улицах города: определяют место, время и так далее. Как пояснил депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, согласно правилам, музыканты могут использовать звукоусилительные установки, но уровень издаваемого ими шума при этом не должен превышать 60 децибел. И проверять артистов по этому параметру, так или иначе, безусловно, будут.

Музыканты собрались на прослушивание для проекта "Музыка в метро"

Музыканты собрались на прослушивание для проекта "Музыка в метро"

Смотрите фотогалерею по теме

Вместе с тем, по мнению Сергея Садова, в новых правилах помимо нормативов по уровню звука необходимо прописать и еще ряд очень важных нюансов, в частности, что музыкант имеет право получать от людей благотворительную помощь за работу, и это не будет расцениваться как попрошайничество.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27085 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: Музыканты борются под землей за место под солнцем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру