Возглавляет рейтинг, безусловно, метро. Если вы не расстались со жвачкой у турникетов, где установлены урны, придется терпеть всю оставшуюся поездку. Ни в переходах, ни на платформах станций мусорных корзин, кажется, никто никогда и не видел. Как убрали их после теракта в 1977 году, так возвращать и не собираются. Трагедия, правда, с урнами не связана никоим образом: тогда армянские националисты взорвали бомбу в вагоне поезда, следовавшего от станции «Измайловская» в сторону «Первомайской». Да и впоследствии террористы действовали, увы, «успешно» без помощи мусоросборников... Так почему бы не установить на каждой станции хотя бы две-три урны? Зачем искусственно создавать пассажирам неудобства? Однако сотрудники подземки непоколебимы. Как сообщили нам в пресс-службе транспортного предприятия, урн на станциях не будет из «соображений безопасности». И устанавливать их можно только в тех местах, где дежурят бдительные охранники.
Ладно, выходим из подземки на окраину города. Делаем несколько шагов — и попадаем в так называемые транзитные пешеходные зоны. Именно им мы с чистой совестью отдали второе «грязное» место.
Отметим, к чести всевозможных управляющих компаний, что урны, как и полагается по нормативам, есть у каждого подъезда в жилых домах — во всяком случае, опровержения этого факта мы не нашли. Есть они и в зонах, признанных общественными пространствами: у скамеек в скверах, на прогулочных маршрутах и детских площадках. Но как только территория перестает быть придомовой и если она не имеет «культурного» статуса, урны резко исчезают. Как следствие — немедленно растет общая загаженность.
На автобусных-троллейбусных остановках урны есть. За их наличием зорко следят и транспортники, и коммунальные службы. Но если вы решили после работы прогуляться от метро до дома пешком, а по дороге выкурить сигарету или выпить газировки, выбросить бычок и бутылку вам будет некуда на протяжении 300–500 метров. Именно промежутки между остановками стали бронзовым призером нашего топа.
В центре города, кстати, ситуация немногим лучше. На Садовом кольце, например, урны можно гарантированно встретить только рядом с автобусными остановками. Есть они и у дверей офисов и магазинов, но далеко не у всех. Бросается в глаза еще одна особенность. Такое ощущение, что поодиночке, не будучи «приписанной» к скамейке, остановке или двери ресторана, урны просто не могут существовать.
— Как правило, в Москве все урны выглядят мрачно и неинтересно, обычно они стандартные, черного или серого цвета, — рассуждает архитектор-дизайнер и управляющий партнер немецкого архитектурного бюро «4a Architekten» Александр Шамне. — Между тем в рамках оформления улиц и городского пространства урны являются таким же важным элементом, как фонари и лавочки. Урны тоже могут быть вполне стильными. Есть, например, инновационные, с прессом для отходов, — и таких интересных экземпляров, конечно же, не хватает на улицах города. И, конечно, наличие пепельниц чрезвычайно важно.
На четвертом месте — крупные зоны отдыха, в которых, как правило, даже зимой гуляет много народа. А уж летом не протолкнуться. Найти мусорные корзины в городских лесных массивах можно. Проблема в другом: маловато их будет. И заполнены так, что их самих не всегда видно под грудой мусора. К сожалению, в некоторых местах очистка урн не проводится по нескольку дней. На фоне ухоженных дорожек, заботливо протянутых деревянных мостков и красивых клумб — нелепый контраст.
Ну и на пятое место мы скрепя сердце поставили улицы, отремонтированные по программе, извините за тавтологию, «Моя улица». Отправляемся на Мясницкую. Увы. Рядом с вестибюлем станции метро «Красные Ворота» всего одна утлая бадейка для мусора да еще виднеется пара переполненных бачков между скамейками в отдалении. Во вновь оборудованном сквере у метро — ни одной урны...
Городскими мусорками во всех их проявлениях ведает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. Его специалисты руководствуются СанПиНом, принятым еще в 1988 году. Согласно документу «расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м — на малолюдных». Надо полагать, Садовое кольцо и все транзитные зоны спальных районов, по которым спешат на работу миллионы москвичей, сотрудники ведомства причислили к разряду малолюдных? Но даже в таком случае расстояние между урнами там гораздо больше ста метров.
КАК У НИХ?
В 1995 году в Париже произошла серия терактов, осуществленных «Вооруженной исламской группой». В результате атак погибли восемь человек, порядка двухсот получили ранения. Одна из бомб — взорвавшаяся на площади Шарля де Голля — была спрятана в урне. По горячим следам было принято решение пересмотреть подход к сбору мусора на улицах. Теперь вместо привычных урн на французских улицах — железные каркасы с закрепленными прозрачными пластиковыми пакетами, чтобы в них нельзя было спрятать бомбу. Подобная практика фактически привела к легитимизации выбрасывания окурков на тротуар, что легко можно наблюдать при прогулке по Елисейским Полям: там бычки традиционно валяются близ деревьев, а вот выбрасывать их в пакет курильщики не спешат, ведь непотушенная сигарета запросто прожжет его. В уличных кафе официанты сами предлагают кидать окурки на землю — регулярно подметая, — а не пользоваться пакетами. Правда, в октябре 2015‑го за брошенный на улице бычок был введен штраф 68 евро.
Тем не менее остаются на улицах и массивные, предназначенные для мешков с отходами, непрозрачные контейнеры с крышками, куда прохожие также выбрасывают мусор.
У предприятий, на территорию которых вход осуществляется лишь по пропускам, можно встретить и привычные закрытые урны со сравнительно небольшим отверстием для мусора и «пепельницей» наверху. В заведениях общепита часто практикуется раздельный сбор отходов — органических и неорганических.
Контейнеры для отдельного сбора пластика, стекла и органики есть и на улицах: они оснащены сравнительно небольшими отверстиями — также во избежание закладывания в них взрывных устройств.
Другие европейские страны частично переняли французский опыт — металлические каркасы с прозрачными пакетами используются, например, в Италии, в местах массового скопления людей: на вокзалах и т.д. На улицах же остаются обычные урны, а также контейнеры для раздельного сбора отходов.
В Великобритании практика пластиковых пакетов на каркасах вместо урн распространена на вокзалах, в аэропортах и у крупных торговых центров.
В США проблемы сбора мусора находятся в ведении властей штата, поэтому по решению местной администрации урны могут быть отдалены, например, от вокзала или торгового центра (как минимум до окраины парковки) или же стоять повсеместно. То же самое касается использования пакетов на каркасе или же обычных урн — все это на усмотрение властей каждого отдельного штата.