Стать моложе в рассрочку
Многие москвички хорошо знакомы с творчеством Омара Хайяма, который говорил: «Красивой быть — не значит ей родиться, ведь красоте мы можем научиться». Это искусство жители столицы освоили великолепно — приезжающие в столицу иностранцы чуть ли не в первую очередь обращают внимание на красоту и ухоженность наших женщин. «Я часто бываю в разных странах и могу сказать: в Москве женщины выглядят на порядок лучше. Когда я иду по улице, мне тоже хочется сделать красивую укладку, красивый макияж, красиво нарядиться и вообще выглядеть более женственно, — признается председатель профессионального сообщества по дерматологической косметике Германии Татьяна Павичич. — Например, в Германии женщины уделяют внешности куда меньше внимания — ходят без мейк-апа, с растрепанными волосами».
Это подтверждает и международный опрос, который показал, что, например, среди британок и француженок для того, чтобы выглядеть сексуальнее, не более 40% прибегают к «уколам красоты», а среди россиянок таких более 80%. И почти 90% наших женщин готовы на такие процедуры, чтобы стать моложе. «У наших женщин мотивация к красоте значительно выше, нам это важно для уверенности в себе», — говорит врач косметолог-дерматолог Анастасия Сайбель. «У нас сильны восточные традиции — надеть на себя все лучшее сразу. Начались эти тенденции после распада Советского Союза, когда нам открылось окно в мир. У Европы был другой путь развития», — говорит завкафедрой пластической хирургии факультета последипломного образования СПГМУ им. И.П.Павлова д.м.н. Ирина Хрусталева.
Поэтому даже в кризис москвички считают инвестиции в собственную внешность одним из самых важных вложений. Как признаются сами горожанки, основная их цель — выглядеть моложе лет на 5, а то и на все 10. «По нашим наблюдениям, за последний год основными пациентками стали женщины в возрасте от 35 до 48 лет, которые готовы посещать омолаживающие процедуры с гарантированным результатом чаще, но при этом платить за них меньше. Поэтому перед врачами-косметологами сейчас стоит задача оптимального подбора подобных услуг», — отмечает бьюти-эксперт Наталья Григорьева.
На недавно прошедшем в Москве саммите эстетических экспертов MARXS специалисты рассказали о новой тенденции — на смену агрессивным хирургическим операциям сегодня пришли процедуры, предполагающие минимальное воздействие и минимальный реабилитационный период. «Раньше женщины предпочитали сделать первую пластическую операцию в 50 лет, следующую — в 60, а потом — под белы тапочки, — рассказывает Ирина Хрусталева. — Теперь все по-другому. Женщины начинают думать о своей внешности раньше и готовы посещать врача чаще». «Сегодня медицинская наука шагнула далеко вперед, хирургические процедуры уже легко заменяются косметологическими, — добавляет член совета директоров Национального альянса дерматологов и косметологов, д.м.н. профессор Яна Юцовская. — В итоге за пять лет количество проведения различных инъекционных процедур (ботулотоксинов, филлеров) выросло в сотни раз, а вот количество агрессивных эстетических пластических операций стало резко снижаться». «Появление таких методик существенно облегчает жизнь пластическим хирургам. То, что раньше приходилось резать, сегодня корректируется щадящими методами», — согласна Ирина Хрусталева.
Эпиляция как у звезды
Что касается процедур ухода за телом, то помимо различных антицеллюлитных программ и обертываний, которые так любят россиянки, сейчас идет шквал запросов на эпиляцию в клинических условиях, в том числе и в интимных зонах. Во многом такой тенденции способствуют голливудские фильмы и глянцевые журналы — многие пациентки приходят с фотографиями актрис или моделей, запечатленных в купальниках или нижнем белье, и просят сделать именно так.
И все же в кризис стал активно расти «серый рынок красоты». Многие в целях экономии начали посещать косметологов-надомников, предлагающих более низкие цены на клинические процедуры. Так, в домашних условиях делаются процедуры, связанные с различными видами инъекций, — мезотерапия, биоревитализация, контурная пластика, ботулотоксины. Это классический гастрольный список косметолога-надомника — самое простое, что он может исполнять, выезжая к клиенту с чемоданчиком. Но введение любых посторонних препаратов теоретически и практически может вызвать аллергическую реакцию или анафилактический шок, а к таким ситуациям большинство надомников не готовы и не могут на них адекватно отреагировать. Также в домашних условиях невозможно соблюсти все правила антисептики. Для таких процедур должна быть особым образом обработана кожа, а помещение должно отвечать определенным санитарным требованиям.
Поэтому наши дамы, увы, серьезно рискуют. Помимо прочего, «уколы красоты» на дому могут делаться из контрафактного материала. «Введение филеров и ботулинотерапия — это не макияж, а врачебные процедуры, которые должны проводиться только специалистами, которые должны уметь вводить их правильно, рассчитывать дозу. К сожалению, сегодня на российском рынке обращаются и несертифицированные препараты, не имеющие доказательной базы эффективности и безопасности», — говорит Анастасия Сайбель.
Беспокоит экспертов и молодое поколение — девушки и даже юноши очень часто становятся жертвами рекламы в СМИ. «Сегодня молодежь растет в условиях, когда косметология так же популярна, как и стоматология, — говорит Ирина Хрусталева. — И девочки хотят соответствовать тем стандартам красоты, которые навязывают им с экранов телевизоров. Слава богу, что хотя бы мода на огромные накачанные губы прошла, однако за силиконовой грудью к врачам нередко приходят даже 16-летние».
Модные аксессуары — тренд нового сезона
В крупных российских городах, включая Москву и Санкт-Петербург, около 50% женщин традиционно в марте стараются обновить весенний гардероб, как правило, яркой и модной одеждой. Согласно данным соцопросов, даже в кризис 20% москвичек раз в месяц покупают новые вещи (одежду, аксессуары, обувь). 14% женщин делают по большей части спонтанные покупки, а вот 17% предпочитают ждать крупных распродаж с целью сэкономить.
Доля расходов на одежду занимает в бюджете женщин весомое место даже в кризисные времена. К примеру, каждая пятая москвичка готова выложить на одежду и обувь 20–30% дохода. Какими именно вещами готовы жительницы столицы обновить свой гардероб этой весной? «Во-первых, сохраняя любимые и базовые вещи, стараются добавить к ним модные детали, которые отвечают последним тенденциям, а также недостающие предметы одежды. Базовыми вещами в весенне-летнем гардеробе обычно являются платья на каждый день, хорошо сидящие юбки или брюки, топы светлых оттенков. Главным критерием для таких вещей является их версатильность — их легко можно сочетать с другой одеждой. То есть сейчас особенно актуальны форматы, при которых легким движением руки офисный наряд может превратиться в вечерний. Не менее важными для москвичек являются удобство одежды, хорошая посадка по фигуре, качество ткани и привлекательная цена», — говорит президент Союза русских байеров Елена Бурганова.
Помимо этого женщины обновляют свой базовый гардероб сезонными вариациями классики. Например, сейчас в моде укороченные широкие брюки, удлиненные блузы, которые носятся поверх узких брюк, а также длинные минималистичные юбки и платья. Из аксессуаров наши женщины сейчас делают акцент на классические демисезонные туфли, стильные и удобные сандалии, а также вместительные кожаные сумки.
«Но в общем раскладе, по моим прогнозам, при подготовке к этой весне россиянки потратят на одежду и обувь на 30–40% меньше, чем в предыдущие периоды, — в связи с изменением экономической ситуации многие подходят к приобретению новинок с бо́льшим осмыслением и осторожностью», — говорит Елена Бурганова.