Новость свалилась на горожан как запоздалый мартовский снег. Первое, что ощущаешь — недоумение: чем помешал рогатый транспорт? Система движения налажена, популярность огромная — 83 года троллейбус перевозит москвичей. Однако, ловко жонглируя фактами и причинами, власть имущие начали с жаром доказывать, какой, оказывается, “неблагодарный», неудобный и не такой уж экологичный (!) этот ваш троллейбус.
Официальная причина отмены маршрутов звучит так: архитекторы и градостроители решили, что с исторической и эстетической точки зрения контактные провода из центра города надо убрать.
Позиция спорная, тем более высказываться против рискнули и авторитетные лица. «Если вы поднимете голову вверх, то увидите, что за счет регулярной структуры система проводов - если она не перегружена - не заметна вообще, - говорит председатель троллейбусного комитета Международного Союза Общественного транспорта Сергей Корольков, - Тем более, контактная сеть — тоже своего рода архитектурный памятник».
Бытует еще мнение, что исторический облик города портят перекопанные дороги в ямах или рекламные щиты, но видимо, общественность ошибается. В любом случае, художественного чутья архитекторов оказалось недостаточно, и в ход пошла тяжелая артиллерия.
На специально организованном круглом столе глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов взялся развеять мифы о троллейбусах. И сделал это весьма изобретательно.
Первым делом он расправился с известным каждым первокласснику фактом, что троллейбус — это экологически чистый транспорт с нулевой эмиссией (не выбрасывает в атмосферу вредных веществ). Стрелки были попросту переведены на 17 ТЭЦ, который вырабатывают электричество для троллейбусов. 15 из них находятся в черте города, а еще 2 — прямо за МКАД, то есть атмосферу портят.
- Троллейбус сейчас собирается вручную, - продолжил г-н Михайлов. - В прямом смысле — идет ручная сборка, ручная антикоррозионная обработка. Из-за этого падает качество работы, троллейбусы служат 5-7 лет, а дальше подлежат ремонту. Цена на автобус — 10 миллионов рублей, на новый троллейбус хорошей комплектации — 16 миллионов рублей, троллейбус заходит на техническое обслуживание 4 раза в год, автобус — 2.
Тут, правда, возникает простой вопрос: в рамках программы «Моя улица» (стоимость 105 миллиардов рублей), видимо есть средства демонтировать контактные сети, но нет — прикупить троллейбусы?
- Если город решит купить 100 троллейбусов, - говорит Сергей Корольков, - то это обойдется всего в 1,6 миллиарда рублей. В рамках программы это всего ничего Почему нет? С троллейбусом на 40% процентов меньше проблем в эксплуатации, и никто не рассматривает срок службы меньше 15 лет.
Однако, по словам Михайлова, в России нет нормального предприятия, которое смогло бы произвести нормальный троллейбус. Из-за этого сделанные буквально на коленке троллейбусы разваливаются на глазах. Как в таких нечеловеческих условиях троллейбусы в городе существовали, и почему вопрос подняли только сейчас, осталось неизвестным.
- Решение проблемы есть, - говорит Корольков. - Если всех так устраивает автобусы, то на этих же кузовах можно заказать любой вид транспорта, тем более троллейбус. И предприятия это сделают.
Еще один антитроллейбусный довод транспортников: вся инфраструктура, начиная от опор и заканчивая стрелками и контактными проводами, изношена, а замена ее стоит бешеных денег. Только речь идет не о центре города, а о всей сети по Москве. Почему в такой ситуации под раздачу попал только центр — непонятно.
- Сейчас город интенсивно ремонтирует трамваи и всю их инфраструктуру, - возражает Сергей Корольков. - Ремонт 1 километра трамвайных путей стоит порядка 50-60 миллионов рублей. 1 километр контактного провода — 380-500 тысяч.
Было бы желание (раз деньги есть), а там и провода найдутся. Впрочем, их и искать-то не сильно надо. Присутствовавший на круглом столе блогер Максим Кац сообщил, что, по его данным, «Мосгортранс», уже менял контактные провода в центре города меньше 10 лет назад. И зачем тогда менять новую сеть? Эту информацию глава «Мосгортранса» комментировать отказался.
Свой аргумент выдвигают и сторонники троллейбусов — это самый бесшумный транспорт. Ничего, отвечают им со стороны «Мосгортранса», в центре города все равно шумно, а значит — роли тишина троллейбуса не играет.
И напоследок — самое интересное. Еще недавно, комментируя ликвидацию части троллейбусной сети, транспортные чиновники предлагали им альтернативу — удобные современные электробусы. Но на круглом столе глава «Мосгортранса» откровенно и честно сказал - электробусов сейчас нет: «Мы закупаем 12 троллейбусов с большим автономным ходом, которые смогут проходить большие участки без контактной сети. Но будут ли они работать — неизвестно. Через 3-5 лет, надеемся, что уже электробусы заменят на этих участках автобусы».
От дискуссии в целом остается странное ощущение: желая объяснить ликвидацию троллейбусов в центре города, власти как-то уж слишком заигрались, и начали своей внезапной и сильной нелюбовью к рогатому транспорту вызывать опасения — а нельзя ли будет при необходимости так же объяснить отсутствие троллейбусов и в остальном городе?