Климат на московских стройках теплеет год от года

За 5 лет время согласования документов сократилось в 2,5 раза — и это еще не предел

Известно, что бюрократизм способен на корню уничтожить любое начинание и заглушить самые благородные порывы. Затягивая согласование документов, чиновники наносят вред и компаниям-застройщикам, и простым москвичам, которым намного дольше приходится ждать заселения в новый дом, открытия в районе супермаркета или поликлиники.

За 5 лет время согласования документов сократилось в 2,5 раза — и это еще не предел

В последние годы московские власти кардинально изменили политику в отношении административных барьеров. Из процесса согласования исключены префектуры и управы; резко снизилось количество документов, которые должен предоставить застройщик; госуслуги в строительстве переведены в электронный вид. Не вызывает сомнения, что эта мера направлена на поддержку строительной отрасли, к которой в Москве себя причисляют почти миллион человек. Меньше бумажной волокиты — меньше сроки на осуществление проектов — меньше потраченных нервов (что тоже, согласитесь, немаловажно).

Вместе с представителями столичного стройкомплекса мы постарались определить направления, по которым идет сокращение административных барьеров.

Первое — ликвидация излишних административных процедур. Второе — сокращение сроков прохождения необходимых процедур. И третье — перевод услуг в электронный вид.

Теперь рассмотрим с цифрами и фактами, что именно делается по каждому пункту.

Ликвидация излишних административных процедур — это, без преувеличения, настоящий прорыв со стороны властей. Мало кто знает, но из исчерпывающего перечня, составленного Минстроем России, только 20% административных процедур напрямую касается строительной деятельности.

— Сейчас этот перечень включает 141 процедуру. И лишь 29 из них связаны непосредственно со стройкой, — отмечает руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин. — 74 процедуры касаются вопросов технологического присоединения сетей. Это головная боль всех строителей и инвесторов. Именно она вызывает больше всего нареканий.

Год 2013-й ознаменовался сразу двумя заметными нововведениями, связанными с устранением административных барьеров. Полностью отменены согласования префектур и управ на всех стадиях строительного проекта. Эти функции полностью переданы в стройкомплекс. Плюс к тому резко «похудел» список документов для получения ордера на производство земляных работ — с 28 до 5.

О последнем стоит сказать подробнее.

Избыточные процедуры остались в прошлом

В мае 2015 года было отменено вызывающее у застройщиков дрожь и трепет постановление правительства Москвы №857-ПП от 7 декабря 2004-го «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» (в просторечии — «земельное постановление»). Согласно ему, чтобы оформить участок под строительство, требовалось трудноисчислимое количество бумаг. Теперь осталось два — календарный график работ и проект производства работ. Все остальные необходимые документы ОАТИ посредством межведомственного взаимодействия получает самостоятельно.

Отмена постановления назрела давно. Ведь за последние годы существенно развились технологии межведомственного взаимодействия и изменилось федеральное законодательство о градостроительной деятельности. И новая команда столичного правительства, отдавая отчет в необходимости перемен, еще в 2012 году начала подготовку предложений по реформированию регулирования земляных и строительных работ.

— Принятые взамен этого постановления новые документы исключили следующие избыточные процедуры: проведение геотехнической экспертизы; согласование проектной документации на проведение работ, связанных с нарушением дорожной одежды изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов с ГИБДД; согласование проектов организации строительства и проектов производства работ на земляные работы в службе Госсанэпиднадзора; получение заключения о соответствии требованиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций проекта строительства; согласование проектов благоустройства территорий в охранных зонах коммуникаций, — поясняют специалисты.

В результате удалось предельно четко регламентировать процедуры, которые нужно пройти для проведения земляных работ: установлены предельные сроки, исчерпывающие перечни документов, основания для отказа. Перечислены конкретные случаи, когда требуется разрешение (ордер) на земляные работы.

Нововведения направлены на существенное облегчение работы строительных организаций. Упрощение процедур — это прямая экономия и ускорение сроков введения объектов. Требование должностных лиц о каких-либо дополнительных документах, не предусмотренных законодательством, недопустимо. В стройкомплексе не исключают возможности злоупотреблений. Для оперативного реагирования в случаях несоблюдения требований законодательства предпринимателям рекомендуют обращаться на «горячую линию» «Вопросы нарушения установленных процедур в строительстве» по телефону: 8 (495) 699-41-47.

Важно также, что стройкомплекс включен в единую систему межведомственного взаимодействия. Поэтому требовать от заявителя документы, имеющиеся у другого органа власти, чиновники не могут — это строжайше запрещено. Документы запрашиваются напрямую через межведомственную систему.

От идеи до ее воплощения в жизнь можно дойти всего за 9 шагов

Сокращение сроков прохождения необходимых процедур — еще один важнейший шаг городских чиновников по созданию благоприятных условий для инвесторов и строителей.

Государственная экспертиза типовой проектной документации проводится не 50 дней, а 30; нетиповой — 45 вместо 50. За 14 дней вместо 30 можно оформить свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения; за 7 дней вместо 14 — получить ордер на производство земляных работ; за 5 дней вместо 10 — оформить заключение о соответствии построенного объекта требованиям проекта.

Сейчас столичный стройкомплекс обкатывает новую систему 2016 года под условным названием «от проекта до объекта за 9 шагов». Появившись в разгар кризиса, эта программа позволяет строительным организациям существенно снизить финансовые затраты. И если нет претензий к документам, те самые 9 шагов можно пройти в среднем за 99 дней.

— Этот срок не включает в себя время на сбор документов, проектирование и само строительство и оценивается в соответствии с методикой подсчета международных экспертов Всемирного банка, — поясняют эксперты.

Заявки по прохождению процедур в основном подаются в электронном виде через портал государственных услуг. Контролировать, как идет процесс, можно через «Кабинет застройщика».

Кто же подпадает под действие новой системы? Ясно, что упрощенная процедура не подходит для технически сложных, уникальных или особо опасных объектов — например метрополитена. В последнем случае строительство инспектируют федеральные органы — Росглавэкспертиза и Ростехнадзор. Надзор и экспертиза объектов обычного регулирования — многоквартирных домов, административных зданий и т.п. — осуществляется на московском уровне (Мосгосстройнадзором и Мосгосэкспертизой).

К объектам же с упрощенным регулированием относятся так называемые низкорисковые объекты: простые малоэтажные строения (до 3 этажей), склады и т.п. В их отношении нет ни надзора, ни экспертизы. Они получают разрешение на строительство, разрешение на ввод. Но ответственность за качество строительства гарантируется наличием допуска от саморегулируемой организации.

В дальнейшем, после обкатки программы «9 шагов», опыт по упрощению процедур может быть распространен и на более сложные объекты.

Электронные услуги будут доступны на всех этапах реализации проекта

В век информационных технологий бумажное делопроизводство выглядит, мягко говоря, архаично. Но неповоротливая бюрократическая машина до последнего была верна многолетней практике, отказываясь переходить на электронные технологии.

Проект перевода согласований в электронный вид стартовал в 2013 году с первых семи услуг. К концу 2014 года 12 услуг из 14 уже предоставлялись в электронном виде. С 2015-го девять услуг предоставляются исключительно в электронном виде. Популярность сервиса налицо. Если в 2013 году в электронном виде было подано только 12% от общего количества заявок, то в 2014-м — 33%, а в 2015-м — уже 70%.

— Эта мера очень серьезно придает скорость движению капитала в строительную отрасль. И, конечно же, делает процедуру получения госуслуг максимально открытой и прозрачной, — подчеркивает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

В 2016 году исключительно в электронную форму планируется перевести услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельного участка (ГПЗУ), Архитектурно-градостроительных решений (АГР) и колористических паспортов. В электронном виде будет предоставляться и услуга по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

— Фактически в ближайшие годы мы завершим формирование полного цикла оказания электронных услуг на всех этапах реализации инвестиционного проекта — от проведения земельных торгов до ввода объекта в эксплуатацию, — подчеркивает мэр Москвы Сергей Собянин.

По данным Всемирного банка, за 5 лет время прохождения административных процедур в строительной сфере столицы сократилось в 2,5 раза. В категории «Получение разрешения на строительство» Россия, в немалой степени благодаря мерам, принятым московским правительством, поднялась со 124-го места в 2011 году до 51-го в 2015-м.

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат ХУСНУЛЛИН:

— В 2016 году московские власти упростят еще шесть градостроительных нормативов: по проектированию объектов образования, здравоохранения, гражданской обороны, утилизации промышленных отходов, спортивных объектов и инженерных сетей. Это приведет к упрощению в проектировании, сокращению сроков строительства и издержек при производстве работ. Все это в конечном итоге должно привести к улучшению инвестиционного климата в Москве.

Председатель совета директоров «ГУТА-девелопмент» Артем КУЗНЕЦОВ:

— Безусловно, инвесторы чувствуют сокращение барьеров. Я как координатор клуба инвесторов работаю по упрощению таких барьеров с государственным реестром. В последнее время мы создали крупные офисы, где без очереди занимаемся обслуживанием только крупных юридических лиц, застройщиков, тем самым сильно упростив процедуру регистрации.

Президент Группы компаний «Мортон» Александр РУЧЬЕВ:

— За последние несколько лет очень сильно московский регион продвинулся в части мер по снижению административных барьеров. Процесс подготовки градостроительной документации стал простым и понятным.

Генеральный директор Группы компаний «Пионер» Андрей ГРУДИН:

— Все участники клуба инвесторов, подрядчики, застройщики отмечают серьезный прогресс в части снятия административных барьеров, — подчеркивает он. — Город сегодня занимает позицию максимального содействия с точки зрения разрешительной градостроительной документации. Он поддерживает в этом плане инвесторов, подрядчиков. Он понимает, что те обязательства, которые взяты, надо выполнять в срок. Особенно это актуально в условиях сжимающейся рентабельности, удорожания оборотных средств. Чем быстрее мы строим, чем быстрее проекты заканчиваются, тем это выгоднее. И город идет навстречу, время согласительных процедур сокращается, нас это радует.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру