2016 год для стройкомплекса Москвы совершенно точно можно назвать годом транспортного строительства. В этом отношении город ожидает настоящий прорыв: в столице москвичи (по плану — уже в сентябре) освоят Московскую кольцевую железную дорогу, будет построено около 95 километров дорог, откроется более 20 километров линий и 12 новых станций метрополитена (еще две, напомним, уже распахнули двери для пассажиров в начале года: «Румянцево» и «Саларьево»).
Пять станций — «Петровский парк», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Шелепиха», «Деловой центр» — станут «первой ласточкой» Третьего пересадочного контура — второго кольца метро. С него можно будет перейти на Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую, Калининско-Солнцевскую и Филевскую линии метро. Даже на начальном этапе Третий пересадочный контур разгрузит центр и нынешнюю Кольцевую линию: с «Динамо» зеленой ветки на «Полежаевскую» фиолетовой можно будет попасть меньше чем за 10 минут — их свяжет именно Третий контур.
До декабря откроется еще 12 новых станций метро и три электродепо
— В рамках Адресной инвестиционной программы в течение ближайших трех лет планируется ввести три участка Третьего пересадочного контура и постараться максимально замкнуть его северный и северо-восточный участки, соединив Кожуховскую линию с Калининско-Солнцевской, тем самым построив два совершенно новых радиуса, соединенных между собой полукольцом, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — В метро сделан серьезный задел на ближайшие годы: в стройке находится более 60 километров линий, 35 станций и пять депо. В 2016 году мы уже ввели в эксплуатацию две новые станции — «Румянцево» и «Саларьево», которые стали первыми станциями подземки в Новой Москве, а до конца года Московский метрополитен пополнится еще более 20 километрами новых линий, 12 станциями и тремя электродепо.
В западных районах города появятся три новые станции — «Ломоносовский проспект», «Минская» и «Раменки» Калининско-Солнцевской линии. Выходить станции будут на Мичуринский проспект — от его пересечения с Ломоносовским до Винницкой улицы. Дизайн станет тематическим: «Ломоносовский проспект» украсят огромные пересекающиеся цифры (напоминание о расположенном вблизи МГУ), а «Раменки» «зазеленеют» в честь бывших в этой местности дубовых рощ. По краям платформ установят стеклянные перегородки с раздвижными дверями, открывающимися синхронно с дверями поезда. В дальнейшем на этой ветке планируется построить еще две станции: «Мичуринский проспект» и «Очаково» у пересечения улицы Лобачевского и Никулинской, после чего желтая ветка, согласно своему названию, уйдет в Солнцево, а затем — в Ново-Переделкино.
Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Станция «Бутырская» расположена вблизи платформы Останкино Октябрьской железной дороги, на пересечении улицы Руставели с Огородным проездом. На сегодняшний день уже завершено строительство перегонных тоннелей, скоро появятся лифты для маломобильных граждан, а на всех лестничных сходах — пандусы с нескользящим покрытием. От станции «Фонвизинская», расположенной на пересечении улиц Милашенкова и Фонвизина, через переход можно будет попасть к станции «Улица Милашенкова» монорельсовой дороги. Станция «Петровско-Разумовская» соединит салатовую и серую линии метро, став «второй половиной» существующей одноименной станции. Нынешняя «Петровско-Разумовская» считается «тяжелой» — в день через нее проходит около 115 тысяч человек. Особенностью тандема двух станций будет кроссплатформенная пересадка: с одной ветки на другую можно будет пересесть на той же платформе (такие переходы сейчас существуют, например, на «Китай-городе» и «Третьяковской»).
Строительство метро именно в этом районе — острая необходимость. Бутырский район с трех сторон ограничен Рижским и Савеловским радиальными направлениями железной дороги и Малым кольцом ЖД, в связи с чем попасть туда на автомобиле не так-то просто. В этом районе также расположена крупная промышленная зона — между Огородным проездом и Рижской веткой железной дороги. Проходящего здесь монорельса с остановкой «Улица Милашенкова» для района с населением более 65 тысяч человек явно недостаточно. После ввода трех станций в этом году и еще трех — в следующем жить рядом с метро будут свыше полумиллиона жителей Северного и Северо-Восточного административных округов. В будущем Люблинско-Дмитровскую линию могут продлить до МКАДа.
В декабре пассажиры смогут воспользоваться и новой станцией «Ховрино» Замоскворецкой линии: она станет конечной на северном участке ветки. Напомним, что всего в Москве до конца года планируется открыть 27 километров новых линий, 12 станций и три электродепо: «Лихоборы», «Солнцево», «Саларьево».
Кроме подземного транспорта в столице появится 95 километров новых дорог и 15 пешеходных переходов. В частности, завершится реконструкция Рязанского проспекта и Щелковского шоссе, трех этапов Северо-Западной хорды (участок улицы Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАДа, развязка на пересечении Аминьевского шоссе и улицы Генерала Дорохова и реконструкция Рябиновой улицы), первого этапа реконструкции Калужского шоссе. Доступнее станет и Москва-Сити: над Смоленским направлением железной дороги откроют путепровод и эстакаду.
В ближайшие три года столица прирастет сотней образовательных учреждений
По-прежнему одним из важнейших направлений деятельности столичного стройкомплекса является строительство объектов социальной инфраструктуры. Причем возводятся они не точечно, как было еще пять лет назад, а в рамках комплексной жилой застройки, а значит, новые садики, школы, поликлиники и другие социальные объекты появляются в шаговой доступности от мест проживания москвичей.
— С 2011 по 2015 годы в городе построено 240 детских садов и школ, более 50 объектов здравоохранения, 55 спортивных объектов и свыше 30 учреждений культуры, — подвел итоги прошедшей пятилетки Сергей Собянин. — Одно из важнейших достижений города — фактическая ликвидация (за исключением некоторых территорий Новой Москвы) очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет. Москве удалось это сделать одной из первых в стране. Задача ближайших трех лет — построить за счет бюджета и инвесторов еще 100 образовательных учреждений, а также десятки объектов спорта, культуры, здравоохранения.
В 2016 году стройкомплекс темпов строительства объектов социальной инфраструктуры снижать не намерен. В Москве появится 26 новых детских садов во всех округах, кроме Северо-Западного и Центрального, и 12 новых школ. При этом только на присоединенных территориях — в ТиНАО — откроют сразу 11 детских садов и 4 школы. Примечательно, что строительство ведется не только за счет бюджетных средств — в развитие социальной инфраструктуры в рамках комплексной застройки свои средства активно вкладывают инвесторы. Так, к примеру, только в этом году за свой счет они возведут 8 детских садов. В целом же за 5 лет на деньги инвесторов в столице построено 157 школ, детских садов, учреждений культуры, здравоохранения и спорта — это 40 процентов всех социальных объектов, возведенных в столице. Частные инвестиции в социальное строительство составили более 20 миллиардов рублей.
Москва набирает темпы и в строительстве медицинских учреждений. Пик ввода придется как раз на 2016 год: в городе откроют сразу 16 объектов здравоохранения. Две поликлиники построят в Бутове и Некрасовке, три подстанции скорой помощи — в поселке Северный, районах Южное Бутово и Даниловский. Введут в эксплуатацию патологоанатомический корпус НИИ имени Склифосовского и роддом инфекционной клинической больницы №2.
Кроме того, в городе будет построено 12 новых спортивных объектов, среди которых — три знаковых: Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция которой уже сейчас идет опережающими темпами, стадион ЦСКА и Олимпийский центр синхронного плавания имени Анастасии Давыдовой.
В 2018 году внимание всех футбольных фанатов, конечно же, будет приковано к «Лужникам»: именно там пройдут церемонии открытия и закрытия чемпионата мира, первый матч и одна из встреч полуфинала.
Историческое здание стадиона могла постичь незавидная участь: чтобы здание соответствовало всем требованиям Международной федерации по футболу, его поначалу планировали снести, чтобы построить на его месте новую Большую арену на 90 тысяч мест. Однако, взвесив все «за» и «против», а главное — принимая во внимание историческое значение арены не только для города, но и для всей страны, власти приняли решение сохранить ее узнаваемый внешний облик. Вот только козырек — для защиты посетителей от осадков — удлинили на 11 метров. Реконструкции же решили подвергнуть в основном внутреннюю часть стадиона. Таким образом, фактически нетронутая лицевая сторона будет скрывать за собой обновленную изнанку: более круглые, максимально приближенные к полю трибуны, увеличенное до 81 тысячи число зрительских мест, перестроенные водопроводные и теплосети, систему канализации и другие новшества. Для тех, кто в силу разных причин не сможет попасть на стадион во время игры, ход матча будут транслировать на большом медиаэкране, который разместят прямо на крыше.
До конца этого года в столице откроют и Олимпийский центр водных видов спорта с единственной на сегодняшний день в России специализированной чашей для синхронного плавания. Этот уникальный спортивный объект расположен на территории строящегося спортивного кластера «Парк легенд» в промзоне ЗИЛ, постепенно начинающей оживать. В Центре водных видов спорта, который появится по соседству с открывшимся здесь же в прошлом году Ледовым дворцом, будут две водные чаши площадью 30 на 25 метров, зрительская трибуна на 450 мест, два зала хореографии, зал акробатики и общей физической подготовки.
До конца июня введут в эксплуатацию и домашний стадион футбольного клуба ЦСКА. Новый спортивный объект на Песчаной улице почти готов: смонтированы все четыре трибуны. Заканчиваются работы и на юго-западном корпусе арены: в 38-этажной высотке будут располагаться офисные помещения. Кроме самого поля и здания на стадионе появятся медицинский центр, футбольная школа ЦСКА и гостиница для гостевых команд. Арена станет тренировочной базой для участников ЧМ по футболу 2018 года.
Сцена-трансформер, уникальная система акустики, позволяющая перемещать звук по сцене вслед за актером, механически перемещающиеся ряды зрительных мест — единственный в Москве театр со столь насыщенным техническим оснащением откроется уже в этом году. После реконструкции «Табакерка» (театр Олега Табакова) сможет зажечь софиты и поднять занавес сразу для четырехсот зрителей. Сейчас работы уже на финальной стадии: ведется наладка подъемных механизмов, авансцены и поворотного круга. Осталось уложить пол, оформить сцену и смонтировать кресла.
Новая Москва уверенно демонстрирует столичное лицо
Развитие города по-прежнему не ограничивается рамками МКАДа: в соответствии с полицентричным принципом развития мегаполиса застраиваются и территории Новой Москвы.
— С момента расширения границ города на этих территориях построено более восьми миллионов квадратных метров недвижимости, — рассказал мэр Москвы. — И самое главное — при 40-процентном увеличении жителей практически вдвое увеличилось количество рабочих мест. Заработали новые точки экономического роста: бизнес-центры «Румянцево», «Комсити», «К2», агрокластер «ФУД СИТИ» и другие. В конце 2015 года правительство города утвердило территориальные схемы Новой Москвы, а в этом году будет принят генплан.
В 2016 году в ТиНАО планируется построить порядка 3 миллионов квадратных метров недвижимости, в том числе 4 школы, 11 детских садов и 2 объекта здравоохранения. Строительство будет главным образом направлено на привлечение рабочих рук и «разгрузку» старой Москвы, поэтому на присоединенных территориях планируется создать еще 35 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, в этом году утвердят проекты планировки первого пояса урбанизации Новой Москвы. Напомним, что всю территорию разделят на три пояса урбанизации. В первом поясе — 10–15 километров от МКАДа — будут соседствовать дома большой этажности и система маленьких парков, интегрированных в жилые комплексы. Во втором поясе появятся 6–9-этажные высотки и так называемая парковая территория для отдыха в выходные дни. В районах третьего пояса, примыкающих к Калужскому шоссе, построят и вовсе пятиэтажки или таунхаусы. Зато там останется место на парки для экстремалов: любителей картингов, стрельбищ и других видов спорта.
Постепенно в Новую Москву придут и новые дороги. Завершат первый этап строительства Калужского шоссе, построят дорогу Солнцево—Бутово—Видное от Киевского до Калужского шоссе. Трасса длиной в семь километров пройдет через поселения Московский и Сосенское. На восьмиполосной дороге появятся разворотные эстакады, две основные эстакады по ходу трассы и развязки на пересечении с Киевским и Калужским шоссе. По своей задумке трасса должна не просто связать поселки в Новомосковском округе, но и перераспределить потоки машин между радиальными направлениями на подъездах к МКАДу. Дорога станет первым этапом строительства в Новой Москве дублера кольцевой автомобильной дороги — ЦКАД. Естественно, земля рядом с Центральной кольцевой автомобильной дорогой пустовать не будет: два проекта планировки территорий, прилегающих к ЦКАД, утвердят уже в этом году.
В этом же году на территорию Новой Москвы пришло метро. Две станции — «Румянцево» и «Саларьево» — стали только началом масштабного подземного освоения новой части города. На участке от станции «Саларьево» до поселка Коммунарка построят еще пять станций: Сокольническая линия дойдет до самого центра новых земель. По словам руководителя Департамента развития новых территорий столицы Владимира Жидкина, две из пяти станций будут подземными.
— Что касается стадии реализации проекта, то сейчас говорить о сроках строительства и сумме преждевременно, — рассказал Владимир Жидкин. — Проект предполагается реализовывать за счет бюджета города. Две станции разместят на территории самого поселка Коммунарка, их сделают подземными и построят открытым способом. Три станции будут наземными.
Новый участок красной ветки пройдет вдоль дороги Солнцево—Бутово—Видное через поселения Московский и Сосенское. На линии длиной 9 километров разместятся пять станций, конечная из которых будет в поселке Коммунарка. Она же станет и пересадочной на другую, новую линию метро, которая в перспективе соединит Коммунарку со станцией «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура.