Это не первые политические билборды в столице. Новые «окна РОСТА» появляются с завидной периодичностью, причем как исключительно оппозиционные, так и лояльные к действующей власти: на равных конкурируют плакаты с Рамзаном Кадыровым и надписью «Позор», со слоганом «Курение убивает больше людей, чем Обама» . Еще раньше на улицах видели лидеров государства в теннисных футболках и шортах или Медведева в образе «Капитана Америки». При этом как таковой моды на политические рисунки, какую завел в Европе Бэнкси, у нас нет. Видимо, делать плакаты проще, а вешать быстрее. Авторы работ — не всегда — предпочитают не раскрывать своего лица и действуют в обход рекламных агентств и фирм. Мы же попытались сделать все согласно букве закона.
Пробуем развесить Сталина по автобусным остановкам. Поначалу содержание плаката менеджеров агентств волнует мало: обсуждаются стоимость и место. Но как только речь заходит о самом изображении, на том конце провода начинают настораживаться.
— Со Сталиным?.. Не знаю... Попробуйте выслать макет. Заказ нестандартный, нужно согласовывать с юристами, — растерянно бормочет девушка в одной из фирм.
Отправляем макет. Немного погодя девушка перезванивает: «На остановке разместить такое, скорее всего, не получится, юристы говорят, что вряд ли». Но терять клиента явно не хочется, и нам предлагают сменить остановку на подземный переход. Дескать, здесь меньше надзор, и разместить вождя можно будет на анимированной панели: и надпись будет мерцать, и вождь подпрыгивать — на любой вкус.
— Все, что вы захотите разместить на остановках общественного транспорта или том, что относится к нему, нужно согласовывать с Мосгортрансом, — рассказывают в другой рекламной фирме. — При размещении в пешеходном переходе ответственность за рекламу будете нести вы. Остановки же принадлежат городу.
Если масштабы остановки или подземного перехода вас не устраивают и душа требует «отца народов» в формате 3 на 6 метров, то можно заказать рекламу на щите. Конечно, цены при таких условиях на порядок выше, но и увидят плакат больше людей. Или не увидят.
— Прежде чем дать ответ, нам нужно согласовать рекламу с собственником щита, — рассказывают в другом агентстве. — Внутри Садового фотографию Сталина одобрят вряд ли, а вот в каком-нибудь отдаленном районе — вполне возможно... Все зависит от владельца.
Впрочем, некоторые компании априори не хотят иметь дело с политическими плакатами.
— Никакую политику мы вешать не будем! — жестко ответил мужчина из другой фирмы. — Сталин или не Сталин, не важно. Мы таким не занимаемся.
Размещение любых вывесок в городе регламентируется законом о рекламе, а все плакаты проходят согласование с Комитетом по рекламе. Юристы владельцев рекламного места или юристы города решают, не противоречит ли плакат закону и не оскорбляет ли кого-нибудь. Обойти систему можно только в одном случае — повесить рекламу самостоятельно. Однако в этом случае автора плаката ждет штраф, а саму вывеску — помойка.
— Если бы плакат со Сталиным «Помер тот — помрет и этот» согласовали юристы, то его бы не сорвали, — рассказывает Олег, менеджер одной из рекламных фирм. — Но никто подобные плакаты не согласовывает. Есть официальная линия руководства, и понятно, что никто не будет ей противоречить. Если они чувствуют, что надпись или вывеска нелояльна, ее скорее забракуют, чтобы избежать проблем.
При этом нельзя сказать, что политику на плакатах не размещают вообще. И в метро, и на остановках недавно появились реклама со Столыпиным, Николаем II и другими историческими личностями. Роль играет сопроводительный текст: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» Но и это тоже не гарант размещения.
— Повесить щит с фотографией Путина и надписью, к примеру, «Путин — молодец!» тоже вряд ли получится, — рассказывает Алла, менеджер рекламной компании. — Антимонопольная служба или какой-нибудь чиновник вполне могут написать жалобу на содержание рекламы. Вообще фирмы стараются не иметь дело с политической подоплекой. Хотя плакат с молодым Сталиным процентов на 70% должны согласовать.
При этом нас заверили, что на основании только того, что на фото будет «вождь народов», нам отказать не могут. Зато могут найти другую причину: например, нет содержания рекламы.
— Известно, что точно нельзя размещать, — продолжает Алла. — Это оскорбительные надписи или надписи, содержащие ненормативную лексику. Нельзя вешать поздравления личного характера: фотографию мамы или бабушки с пожеланием здоровья на весь город не разместишь. Самая сложная тематика — медицинская. Нужно, чтобы фотография выглядела нормально, надписи не были оскорбительными.
С другой стороны, согласовать могут уж совсем неожиданные плакаты.
— Мы как-то вешали билборд с рекламой сайентологов, — вспоминает Алла. — Разместить ее на улице не получилось, зато без проблем повесили в метро — собственник рекламного места оказался не против.
Получается, что закон, как флюгер, можно развернуть в свою сторону и развесить по городу хоть молодого Сталина, хоть вызывающего споры Николая II.