Как только на столицу обрушивается очередной снегопад, новостные ленты начинают пестреть заявлениями: столько-то тысяч коммунальщиков вышли на отчаянную борьбу со стихией. Но некоторые улицы так и остаются нетронутыми. Свои неприятные плоды это дает при потеплении. И если превращающиеся в бассейны дороги вызывают только гнев автомобилистов и облитых прохожих, то съезжающие с крыш глыбы льда и снега реально угрожают здоровью. Несколько случаев травмирования глыбами, увы, были и в этом году.
— За чистоту крыш каждого дома отвечает обслуживающая этот дом организация, — объясняет исполнительный директор общественной организации «ЖКХ Контроль» Вера Москвина. — Есть минимальный перечень требований к работе компании, среди которых есть и требование держать крыши чистыми в зимний период, обеспечивая тем самым безопасность граждан.
Крыши чистят с определенной периодичностью, которую задает погода. Обычно уже в 4 часа утра в компании идет первое совещание, на котором разбирают, что надо убрать и почистить. С утра пораньше собираются не зря: в идеале к семи часам дорожки и крыши должны быть чистыми. Если существует опасность схода, компания должна повесить объявление и оградить опасную территорию.
Но сотрудники управляющей компании сами на крышу не лезут. Для этого нанимается подрядчик, который и приводит кровлю в порядок.
— Абы кто на крышу лезть не может, — рассказал «МК» руководитель высотных работ в одной из московских фирм Денис Кабиров. — В зависимости от уровня квалификации промышленные альпинисты должны иметь удостоверение и навыки высотных работ. Брать альпинистов в штаб невыгодно, и компании пользуются услугами сторонних работников. Но, увы, некоторые экономят на всем подряд: часто в столице на крышу лезут обычные дворники без подготовки и опыта.
По словам Дениса, один квадратный метр расчищенного снега на крыше стоит от 30 рублей. Для обычной хрущевки с площадью крыши около 700 квадратных метров уборка снега обойдется в 21 тысячу рублей.
Убирать одну крышу обычно отправляют четырех работников: двое караулят снизу у ограждающих ленточек, двое убирают на верхотуре. При этом вызывать альпинистов могут как пару раз за зиму, так и каждый день. По словам нашего собеседника, если фасад выходит на проезжую часть, убирать стараются вовремя и с компаниями договариваются заранее.
Прошедшая зима научила москвичей не только внимательно обходить крыши с сосульками, но и бдительно смотреть под ноги. Самым запоминающимся событием сезона стал абсолютный гололед 29 января, после которого вся Москва превратилась в один сплошной каток. Особое возмущение вызвала тротуарная плитка: именно на ней, по словам горожан, скользили чаще, чем на асфальте. Тут же началось неравное противостояние: власти заявили, что плитка покрывается льдом так же, как асфальт. По словам заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова, 88 процентов обратившихся сообщили, что они поскользнулись на асфальте, а на плитке поскользнулись 12 процентов.
— Плитка чаще всего обладает меньшей микрошероховатостью, чем асфальтобетон, — объясняет профессор кафедры изысканий и проектирования дорог МАДИ Юрий Кузнецов. — В асфальтобетоне есть песок и микропесок. А между плитками есть швы, она не так ровно уложена, поэтому воды на ней будет больше.
После многочисленных жалоб горожан в Общественной палате РФ решили самостоятельно разобраться в ситуации. И написали запрос мэру с просьбой объяснить, как отбиралась плитка, проводилось ли ее тестирование в суровых климатических условиях и есть ли понимание того, как за ней ухаживать.
— С 1 февраля нам так и не ответили, — рассказывает первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной инфраструктуре и ЖКХ Артем Кирьянов. — Понятно, что мы можем выждать официальный срок для ответа на такие запросы, но впереди еще один скользкий месяц...